Киса и Ося были тут! Громкая театральная премьера взорвала общественность в Магнитогорске

В Магнитогорском драматическом театре имени Пушкина состоялась премьера музыкальной фантазии «Двенадцать стульев» (16+).

Спектакль увидел свет благодаря гранту главы города в сфере культуры и искусства «Вдохновение», пишет сайт “МР-инфо”.

Избранный сюжет Ильи Ильфа и Евгения Петрова всенародно известен и любим, тем сложнее была задача постановочной группы: вновь сделать что-то свежее и оригинальное на много раз освоенной литературной основе. Здесь зрителю изначально известен ход действия и его развязка, хорошо знакомы герои, поэтому нужно было сделать невероятно увлекательным и зрелищным сам «процесс» – над этим успешно поработали инсценировщик Владимир КУЗНЕЦОВ (Владимир) и режиссер и хореограф спектакля Мария БОЛЬШАКОВА (Санкт-Петербург).

Литературная основа в данном случае настолько благодатна, что невооруженным глазом было заметно, с каким ребячьим восторгом авторы и актеры спектакля «купались» в этой искрящейся юмором пучине. В стихии юмора, надо сказать, артисты магнитогорской драмы ориентировались мастерски, показав целую серию блестящих работ. «Несло» и Остапа, и исполнителей остальных ролей постановки, за которую многим актерам драмы можно присвоить почетный титул королей и королев эпизода.

Киса и Ося были тут! Громкая театральная премьера взорвала общественность в Магнитогорске

С первых же минут спектакля можно ощутить его темп, динамику, экспрессию и высокий энергетический заряд – и все благодаря сюите «Время, вперед!» Георгия Свиридова, ставшей лейтмотивом «Двенадцати стульев». Первой сценой стала стройка гиганта индустрии, – добрый привет постановщиков нам, магнитогорцам. Это символ строительства социализма и новой жизни в молодой стране Советов. Однако же, в этих новых реалиях сумели найти себя далеко не все. Об этом, по большому счету, магнитогорские «Двенадцать стульев».     

При всем драматизме замысла спектакль получился очень «бодрящим» и «заряжающим». В его мир гармонично вписалась вся палитра оттенков юмора и сатиры – от иронии и пародии, в том числе на современную нам действительность, до трагикомических поворотов, в результате которых гибнет, например, один из главных героев – отец Федор, и даже всплесков необузданного гротеска. Перед глазами так и стоят ожившей карикатурой васюковские шахматисты с явной печатью дегенерации на лицах… И «мужской стриптиз» в исполнении инженера Щукина постановщики сохранили в спектакле.

Музыкальный руководитель постановки Елена БУЛАНОВА (Санкт-Петербург) подобрала оригинальные музыкальные треки из роскошного запаса «музыки эпохи НЭПа» и бережно их аранжировала. Украсили спектакль золотые хиты 1920-30-х годов, которые подпевал зал, и незаслуженно забытые, но получившие вторую жизнь на магнитогорской сцене  песни и романсы той поры. Одна из композиций была специально написана для наших «Двенадцати стульев».

В рамках премьеры состоялся своеобразный «конкурс актерской песни» – так хорошо прозвучал уникальный музыкальный ряд магнитогорского варианта «Стульев» в исполнении артистов драмы. Разумеется, и «конкурс актерского танца» имел место, также акцентируя внимание на эстетике эпохи 1920-х, к которым отнесено авторами действие этого вневременного, даже, по сути, вечного сюжета.

Поддерживая дух, стиль и атмосферу эпохи, с главными направлениями искусства 1920-х годов – конструктивизмом и супрематизмом – с удовольствием поиграли сценограф Вячеслав ВИДАНОВ и художник по костюмам Татьяна ВИДАНОВА. Удивительная конструкция, служащая декорацией (стиль лофт из интерьеров театра словно проник на сцену), сначала изображает стройку, потом трансформируется то в богадельню, то в редакцию газеты «Станок», то в корабль, дворец.

А еще «Двенадцать стульев» – «необъявленная выставка» главного идеолога супрематизма – художника Казимира Малевича. О его живописи рассказывают элементы сценического оформления, костюмы, цветовые решения. На борту судна, куда главные герои направились в погоне за бриллиантами, появляется в их исполнении плакат «Сеятель», уж очень напоминающий полотно Малевича «Косарь». Это из-под кисти Малевича, в 1917 году назначенного комиссаром отдела изобразительных искусств при Совете народных комиссаров, вышел символ советской эпохи – красная звезда, появившаяся на буденновках красноармейцев. Очертания звезды мы угадываем и на блузах строителей социализма в «Двенадцати стульях». И, кажется, даже изделие гробовых дел мастера Безенчука, если б оно вдруг появилось на сцене, непременно было бы супрематическим в память о незабвенном Казимире Севериновиче.

«Двенадцать стульев» магнитогорского драмтеатра, безусловно, достойны не пересказа, но просмотра. В этом сезоне показы спектакля состоятся 3,4, 29 и 30 мая.

Премьеру «Двенадцати стульев» посетил глава Магнитогорска Сергей БЕРДНИКОВ, который перед просмотром поделился своим настроем на спектакль:

– Я надеюсь, что премьера пройдет с успехом, и мы все получим огромное удовольствие. Думаю, что все действительно будет на высшем уровне, учитывая очень высокий профессионализм нашей труппы. В Магнитогорске давно действует система, когда лучшие проекты в сфере культуры и искусства получают грант главы города. Этот спектакль в прошлом году был лидером конкурса на соискание гранта, и сегодня мы увидим, насколько эффективно были реализованы полученные театром средства.

О том, сколь долгожданной для зрителей была премьера «Двенадцати стульев», говорит и тот факт, что все билеты на нее были проданы, причем еще месяц назад. Как рассказал директор Магнитогорского драматического театра имени Пушкина Евгений КЛИМОВ, труппа пришла к первым показам во всеоружии.

– Артистам было очень интересно работать в этом большом проекте, у многих по несколько ролей в этом спектакле, – отметил Евгений Валерьевич. – Работа была очень насыщенной и непростой – с учетом всех ее этапов она продолжалась около полугода. Главным режиссером Владимирского драматического театра Владимиром КУЗНЕЦОВЫМ была написана авторская инсценировка, шел длительный процесс по подбору музыкального материала, непосредственно репетиции продолжались около четырех месяцев. Первый показ убедил: зрители спектакль воспринимают хорошо. Другое дело, что существуют определенные стереотипы в восприятии «Двенадцати стульев»: зрители идут на развлечение, комедию. У нас спектакль немножко другой. Но я думаю, его ждет счастливая судьба и он останется в репертуаре на долгие годы.

Exit mobile version