Всех нас пронизывает гидра истории. Год литературы открылся премьерой фильма

На пресс-конференции перед показом подчеркивалось, что открытие Года литературы фильмом необычно.

 
Но после просмотра стало понятно, что именно «Гидрой» нужно было открывать Год литературы. Ведь мистическая роль 
«машин времени», переносящих наших современников в события далекого прошлого, отдана в фильме книгам. 
Путешествия по страницам
«Книги делают нас отзывчивее», – говорит один из персонажей фильма. 
– Читая книги, мы выпадаем из времени, где живем, переходим во вневременное состояние, – считает Игорь Гончаров. – Чтение книг, соприкосновение с предметами прошлого – реально действующие приемы перехода во времени. Мы можем погрузиться в события, описанные в книге, «уйти» в ту реальность или представить, что могло быть когда-то.
Книги и старинные вещи назвала проводниками в мир «минувшего, но не ушедшего» кинокритик Татьяна Таянова.
«Музей, библиотека – самые живые места в мире, места не реконструкции прошлого, а воскрешения людей» – убеждена она, и, по ее мнению, Гончаров смог перевести историю «из состояния научной дисциплины «в ранг осязания». 
В защиту причастности фильма к теме литературы говорит и то, что основой для картины послужил литературный источник – «Хивинка» из «Очерков прилинейной жизни оренбургских казаков» войскового старшины Никандра Бухарина. Очерк повествует о непростой судьбе казачьей семьи и потрясающей «женской одиссее» главной героини – казачки Акулины, прожившей много лет в плену и вернувшейся в итоге «к истокам».
Нет в жизни совершенства
Безусловно, есть в содержании и форме фильма моменты, которые могут быть подвергнуты критике знатоками истории или, к примеру, профессиональными кинооператорами. Однако авторам «Гидры» есть что ответить критикам.   
На протяжении всей картины, первоначально задуманной как документально-художественная, один из персонажей говорит о преимуществах художественного кино перед документальным, словно полемизируя со сторонниками скрупулезно выверенной исторической достоверности деталей. Ведь художественное кино способно отразить «живую жизнь» человеческой души, а не только холодные неодушевленные факты.
В техническом же несовершенстве картины, снятой на любительскую камеру (главным оператором выступил Александр Истомин), пожалуй, заключено свое неповторимое очарование. «Кустарность», «простота» воспринимаются как органичная особенность художественной формы, соответствующая задаче показать далекую старину, жизнь и быт рядовых россиян того времени.
В фильме есть главное, что отличает настоящее кино, – искренность и большая «притягательность», – его хочется пересмотреть не раз, в этом признались после просмотра многие зрители. Пересмотреть, чтобы понять и прочувствовать его «многослойную» суть. Чтобы вновь увидеть прекрасные лица актеров, в основном театральных (это актеры драматического театра имени Пушкина Мария Маврина, Андрей Майоров, Марина Крюкова, Петр Ермаков, Владимир Богданов), которые такими удивительно органичными и проникновенными оказались в кадре крупным планом. Множество по-настоящему удачных ролей сыграли в «Гидре» и непрофессиональные актеры.
В новом амплуа
Как признаются участники съемок, фильм часто сам «управлял» съемочным процессом, жил своей жизнью, что-то «диктовал». А «что-то происходило в унисон, пространство подыгрывало», – говорит  Игорь Гончаров. Неизвестно, благодаря каким силам из первоначального замысла снять двадцатиминутную короткометражку на выходе родилась полнометражная картина продолжительностью час 45 минут. Многих сцен не было в сценарии, они появились в ходе съемок. 
«По ходу действия» родилась стержневая, к тому же блестяще исполненная роль фильма,  потрясающая режиссерская находка – образ носителя авторской философии, директора музея Александра Александровича (актер Петр Ермаков). Режиссер рассказывал, что директор музея «придумался» под «демоническую» актерскую фактуру Петра Сергеевича, в итоге вышло прямое попадание в ярко выраженный воландовский типаж. Это амплуа Петра Ермакова стало большим открытием для многих зрителей, привыкших видеть его на театральной сцене. 
К категории незапланированных «мистических» событий можно отнести чтение Андреем Майоровым монолога Гамлета, переживавшего «распад цепи времен», вместо невыученных актером стихов. А еще во время съемок на Андрее оказалось двое часов – во время обсуждения картины, состоявшегося после закрытого сеанса, зрители усмотрели в этом символ связи прошлого и настоящего (вторые часы на актере и впрямь были из прошлого – это часы его бабушки).
Есть ли в фильме гидра?
Непрерывность истории, которая, словно гидра щупальцами, неизбежно дотягивается до каждого из нас, неразрывная связь прошлого с настоящим стали главной идеей фильма с метафорическим названием «Гидра». Гидра действительно есть символ бесконечности, непрерывности жизни. Гипотезу о бессмертии этого удивительного существа доказывали ученые на протяжении всего прошлого века… 
«Нас всех пронизывает гидра истории» – фраза-ключ к разгадке названия принадлежит директору краеведческого музея. В трактовке Игоря Гончарова он, хранитель истории, знает, как она течет, по каким законам. Это величественный «персонаж, стоящий над историей», мистический и трагический, поскольку он вынужден отстраняться от личного участия в ее событиях и лишь наблюдать их со стороны.
– Каждый зритель фильма может увидеть в нем что-то свое, доступное его пониманию, – делится впечатлениями от картины педагог Ирина Вохминская. – Это кино «многоуровневое», интересное любому, от школьника до профессора. Его можно пересматривать по мере взросления и открывать для себя что-то новое, ранее непонятое. В этом огромная ценность режиссера-философа Гончарова, говорящего достаточно сложным языком.
Кстати, первыми, правда, после жюри международного фестиваля, фильм должны будут увидеть именно школьники города.
 
Exit mobile version