Начальник отдела по делам несовершеннолетних администрации города Любовь Щебуняева на первый взгляд может показаться человеком жестким.
Она очень требовательна ко всем, кто занимается с детьми, особенно с проблемными, находящимися в трудной жизненной ситуации, ведь к ним нужен особый подход. А все потому, что благополучие, полноценная жизнь детей для Щебуняевой важнее всего.
Ее рабочий день начинается с просмотра карт экстренного извещения, поступающих из медицинских учреждений города, где указано, какую травму за истекшие сутки получил тот или иной ребенок. Ужасно, если мальчишка или девчонка попали в больницу, но еще страшнее, когда травму собственному отпрыску наносят родители. При любом варианте Любовь Щебуняева «поднимает по тревоге» родителей, педагогов, в первую очередь социальных, директоров школ.
Я решила узнать о работе отдела по делам несовершеннолетних, что называется, изнутри. И хоть «понедельник день тяжелый», выбрала именно его. Перед руководителем отдела как раз лежала стопка карт экстренного извещения.
– Это еще «цветочки», – вздыхает Любовь Сергеевна. – Когда мы после новогодних праздников вышли на работу, нас ждали двадцать восемь карт из больниц города! Каких только травм за каникулы с детьми не случилось, нередко по вине родителей. К примеру, на двухлетнего ребенка упал шкаф, зафиксировано несколько случаев алкогольного отравления, когда малыши допивали остатки алкоголя из рюмок или бутылок.
А вот строки из свежей карты: «На улице девочку избил неизвестный мужчина. В больницу попала с ушибом носа». Предстоит узнать, кто этот неизвестный. Среди карт есть не требующие вмешательства службы, к примеру, когда ребенок получил травму, катаясь на горке. Есть и другие – отчим избил семнадцатилетнюю падчерицу, девушка попала в больницу с сотрясением мозга и ушибами. Это – сигнал тревоги, надо задействовать полицию, социального педагога школы, другие заинтересованные службы. Насторожил и случай с пятиклассником, которого ударила ногой в живот одноклас-сница. Мальчик с ушибом почки в больнице – следует серьезно разбираться, в чем там дело.
Настоящий шок сотрудники отдела испытали, узнав, что из окна пятого этажа выпала шестнадцатилетняя воспитанница интерната, которая поссорилась со своим другом. Это уже третий подобный случай за последние несколько недель. 28 декабря прошлого года из окна пятого этажа выпала ученица седьмого класса одной из школ города. Вместе с девятиклассниками девочка накануне ездила отдыхать в загородный лагерь, что там произошло – неизвестно. Вернувшись домой, школьница то ли решила подышать у открытого окна, то ли свести счеты с жизнью. 31 декабря шестнадцатилетний подросток на спор решил прыгнуть с балкона на балкон в доме, предназначенном к сносу, сорвался. И тоже с пятого этажа. Как сообщили медики, все трое подростков были в состоянии алкогольного опьянения, сегодня они в тяжелом состоянии в больнице.
– Это прямо какая-то эпидемия! – сокрушается Любовь Щебуняева. – Будем принимать срочные меры, чтобы не допустить подобного, разработаем специальные инструкции для педагогов и родителей. И спрашивать с ответственных станем очень жестко.
Одной из задач отдела является профилактика безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, но руководитель считает, что самое главное в их работе – устранять причины, способствующие их появлению. А потому она так строга к педагогам и руководителям образовательных учреждений. Требует их наказания, причем самого действенного – рублем.
Пример не заставил себя долго ждать. Порог кабинета переступила представительница одной из школ. Принесла «представление» от учебного заведения. Ребенок два месяца не посещал занятия, а учителя на это не реагировали. Такие случаи в комиссии по делам несовершеннолетних «на тормозах» не спускают.
– Кого наказали? – сразу спросила Любовь Щебуняева.
– Социального педагога.
– Каким образом?
– Понизили заработную плату, – вздохнула представитель школы.
– Правильно сделали!
Со случаем выявления несовершеннолетней, в свои шестнадцать лет никогда и нигде не обучавшейся, который сегодня пытаются раздуть различные интернет-издания, Любовь Сергеевна разбиралась лично. Год назад из разговора со знакомой она случайно узнала, что в товариществе собственников жилья, членом которого являлась ее собеседница, за одной из квартир числится большая задолженность по оплате коммунальных услуг. Собственником жилья якобы является ребенок, которого никто никогда не видел. Дверь в квартиру всегда заперта.
История заинтересовала защитницу интересов детей. Двери действительно никто не открывал. Соседи сказали, что давно не видели жильцов – мать и дочь. И немудрено: за неуплату в квартире были отключены электричество, газ и вода. Жить там невозможно. Запросы в близлежащие школы ничего не дали, ни в одной из них девочка никогда не училась. пришлось запросить все учебные заведения города на случай, если ребенок учится не по месту жительства. Ответ был отрицательным. Запросила Щебуняева все детские больницы и поликлиники. И тоже безрезультатно. Была, правда, одна «зацепка»: несовершеннолетняя, которой на момент поиска исполнилось шестнадцать лет, в восьмилетнем возрасте лечила зуб в стоматологической поликлинике. Девушка не получила и паспорт, который вручается по достижении четырнадцати лет. Где она теперь и что с ней? В голову приходили самые нехорошие мысли. Жива ли вообще? Соседи пояснили: квартиру вроде бы девочке подарил отец, когда уезжал жить за границу. Может быть, он забрал ребенка?
Данных на ее мать тоже найти не удалось – она нигде не работает и нигде не числится.
Пришлось задействовать правоохранительные органы. Полицейские устроили дежурство возле квартиры. Наконец, мама с дочкой решили навестить свое жилье. Девочку тут же поместили на обследование в больницу. Из сбивчивых объяснений матери следовало, что ребенка ни в детский сад, ни в школу она не отдавала из-за больного сердца дочери, занималась с ней сама, перебивалась случайными заработками. Ухаживала за престарелым человеком, у него с дочерью и жила.
Медики установили, что девочка здорова. Сегодня она находится в центре реабилитации несовершеннолетних.
Педагогическая комиссия решила, что ее уровень знаний соответствует пятому классу. В этот класс она теперь и ходит. Что касается ее дальнейшей судьбы, то Любовь Щебуняева переживает, что суд может принять решение в пользу матери. Из-за гуманизма. Но хорошо ли это?
Такие проблемы представителям отдела по делам несовершеннолетних приходится решать постоянно. И это при том, что и другие обязанности с них не снимаются. Только за последнее время проведена операция «Подросток», в результате в прошлом году были трудоустроены около восьмисот несовершеннолетних. Прошла межведомственная акция «Образование – всем детям», во время проведения которой были выявлены тридцать два ребенка, не посещающих школы. Силами комиссии проведено городское родительское собрание «Профилактика употребления психоактивных веществ среди школьников», а под занавес года городская акция «Защита» и научно-практическая конференция «Право на детство: профилактика и защита детей от жестокого обращения в образовательном учреждении и семье». Впереди много планов, и все – по защите
детей.