В Магнитогорской картинной галерее выставлены работы Юрия Найды.
«Графика разных лет» – первая персональная выставка основателя магнитогорской графической школы, состоявшаяся, правда, уже посмертно.
Усилиями вдовы Нины Федоровны, дочери Оксаны, живописца и графика Альбины Портновой, сокуратора выставки Нины Гриневич на свет Божий было извлечено 230 работ признанного мастера академического рисунка и печатной графики, который при жизни за славой не гонялся, признания не искал и даже в Союз художников не вступал – было жалко времени на оформление всяких бумаг. Но к преподаванию он подходил с такой тщательностью, такими строгими требованиями, что его уроки для многих студентов становились настоящей школой подлинного искусства, давали возможность вырасти в настоящих художников, философов, литераторов, искусствоведов.
– Блестящий мастер графики и печати, он стоял у истоков создания художественно-графического факультета Магнитогорского пединститута, куда его пригласили в 1967 году, – сказала на открытии выставки Альбина Портнова. – Одаренный от природы многими талантами, за 30 лет работы на факультете он создал свою школу академического рисунка. Ритм, пластику, формы берут за образец многие наши мастера. Больше всего ему удавались производственные темы, он создавал также шикарные пейзажи, интересные портреты, теплые шаржи, работал в акварели.
Из 15 последних объемных листов, посвященных Магнитогорскому металлургическому комбинату, были представлены два – «Первый чугун» и «Первая домна». По свидетельству друзей и коллег Юрий Иванович был прекрасным спортсменом, это его увлечение отразилось в серии линогравюр спортивной тематики, которые получили высокое признание на всесоюзном уровне. Но, достигнув каких-либо высот, Юрий Найда шел дальше, к новым творческим вершинам. Он любил повторять: «Рисунок – как мужчина: слегка тупой, прямой, надежный. А живопись – женщина: меняющаяся, переливчатая субстанция… Я всегда остаюсь верен рисунку, он позволяет линейно, просто выражать сложнейшие понятия». От карандашных зарисовок до акварели – спектр работ, отражающих красоту родного края. От «портретов» деревьев – до изумительно точной прорисовки человеческого лица и фигуры, будь то «Портрет современницы», «Голова мужчины» или написанный сангиной портрет жены – «Нина». Нашлось место и дружеским шаржам, карандашным наброскам.
Найда был очень разносторонним человеком. Высокая эстетическая нота и лирический взгляд на окружающее пространство сочетались с точностью и филигранностью рисунка, которой учились и будущие магнитогорские архитекторы. Когда впервые в нашем городе создавалась кафедра архитектуры при МГТУ, заслуженный деятель наук РФ Владимир Федосихин искал художника, который мог бы рисовать окружающую среду с конструктивизмом, необходимым для архитектора. И его выбор пал на Юрия Ивановича. Найда принял участие в сотне благотворительных выставок на Южном Урале, стал постоянным членом жюри архитектурно-художественной олимпиады среди старшеклассников, первым отозвался на предложение возглавить благотворительные творческие мастерские, где молодежь проходила подготовку для последующего обучения архитектуре и изобразительному искусству.
– Размер личности мастера не может вместиться в этот зал, – резюмировал на открытии выставки бывший декан факультета изобразительного искусства и дизайна МаГУ Владимир Белый. – Художник делает картины, Юрий Найда делал художников. Главным смыслом его профессиональной деятельности стала подготовка студентов.
Ученики Юрия Найды, работающие сейчас в Израиле, Германии, Беларуси, поддержали организацию выставки, за что его семья выразила большую благодарность – одеть 230 произведений в рамы и стекло не так просто даже в смысле финансовом. Дочь Оксана, дизайнер из Санкт-Петербурга, сделала буклет из работ мастера – его получил каждый участник открытия выставки, которую можно будет посмотреть в Магнитогорской картинной галерее до 10 февраля.