Лед тронулся, господа! В драмтеатре имени Пушкина пройдет громкая премьера

Вечером 28, 29 и 30 апреля нас ждут «Двенадцать стульев» – долгожданная премьера Магнитогорского драматического театра имени Пушкина.

Постановка музыкальной фантазии стала возможной благодаря средствам гранта главы Магнитогорска в сфере культуры «Вдохновение», который во второй раз за историю конкурса выиграла магнитогорская драма, пишет сайт “МР-инфо”. Напомним, на деньги гранта главы города театру совместно с другими творческими коллективами в 2015 году уже удалось поставить без преувеличения грандиозный музыкально-драматический спектакль «Амадеус». Новая премьера также обещает быть яркой, масштабной и атмосферной, ведь материал к тому располагает. О выборе литературной основы для постановки и особенностях ее интерпретации на сцене накануне премьеры рассказали участники постановочной группы спектакля и актеры драмтеатра – исполнители главных ролей.

Почему «Стулья»?

В содружестве режиссер и хореограф Мария БОЛЬШАКОВА (Санкт-Петербург) и сценограф – известный художник театра и кино, бывший главный художник магнитогорского драмтеатра Вячеслав ВИДАНОВ (Москва) выпускают уже третий спектакль. И предыдущие – «Ханума» и «Тайные мечтания г-на М. Бальзаминова» стали отрадой и отдохновением для зрительских душ. Однако же любая комедия несет в себе серьезные смыслы, и смешные «Двенадцать стульев» рассказывают, в том числе, о сломе эпох и о трагическом сломе судеб человеческих.

– Мы хотели акцентировать на этом внимание, – подчеркнула Мария Большакова. – Ипполит Матвеевич, которого играет актер Андрей БЕРДНИКОВ, для нас человек, который бежит за драгоценностями не потому, что ему нужно обогатиться. Он пытается спасти свое прошлое, свои воспоминания, свою юность, – ту Россию, которую мы потеряли. Кто-то всплывает на гребне перемен, как Остап Бендер, а чьи-то судьбы рушатся – это касается отца Федора, Ипполита Матвеевича.

Да и параллели с сегодняшними реалиями в процессе просмотра спектакля зритель проведет не раз, хотя авторы не ставили цели натолкнуть его на подобные размышления… 

Нередко на выбор названия для театральной постановки влияет не только популярность или возможный зрительский интерес к материалу, но и наличие в труппе актеров, которые могли бы точно «попасть» в образы главных героев спектакля. И в данном случае, как рассказала Мария Большакова, постановщики и руководство театра сделали ставку на потенциального Остапа Бендера – актера Игоря ПАНОВА, который выступил также ассистентом режиссера в спектакле. А потом поняли, что в блестящей труппе магнитогорской драмы есть великолепные исполнители для ролей всех главных героев «Стульев» – яркие типажи и для Кисы Воробьянинова, и для отца Федора.

Нашли и второго актера на роль Бендера, этакого «Остапа в молодости» – образ неутомимого обаятельного романтика-авантюриста, несомненно, станет важной ступенью творческого роста Филиппа ЛАДЕЙЩИКОВА. Филипп признался, что любой актер мечтает сыграть две роли – Гамлета и Бендера. А Бендер привлекателен для него и тем, что постоянно ищет новые решения для достижения своих целей, поэтому даже у одного и того же актера он может быть разным из спектакля в спектакль. А еще, как отметил Игорь Панов, актерство само по себе органично Остапу – он все время «работает на зрителя», да и в театре работа артиста над любой новой ролью есть некая авантюра с непредсказуемым результатом. Поэтому актер чувствует, что этот образ ему в чем-то близок. При этом, разумеется, у зрелого и опытного актера Панова Бендер получится иным, нежели у Ладейщикова.

– Филипп – более динамичный, молодой Остап, более дерзкий в чем-то, я – более циничный, хладнокровный, – такую характеристику дал разным воплощениям центрального образа спектакля Игорь Николаевич.

Уникальный «творческий продукт»

Перед исполнителями остальных ролей спектакля стояли задачи ничуть не менее сложные, чем перед «главными героями». Ведь все роли были распределены между двенадцатью актерами, участниками условной агитбригады рассказчиков – число 12 тут, конечно, не случайно. Актриса Лира АНДРЕЕВА даже затруднилась с ходу сосчитать, сколько персонажей кроме мечты поэта – мадам Грицацуевой ей приходится играть в постановке. Этим двенадцати смельчакам по ходу спектакля приходится решать массу технических задач, – до десяти — двенадцати раз за спектакль переодеваться и перевоплощаться, активно передвигаться в пространстве, четко помня все мелочи сценического существования своих персонажей.

Для постановки художник по костюмам Татьяна ВИДАНОВА приготовила около полутора сотен костюмов, – у одной мадам Грицацуевой их целый мешок! Во внешнем облике персонажей налет ретро сочетается с современностью интерпретации. В целом сценография спектакля, как сказал Вячеслав Виданов – фантазия на тему строительства новой жизни. Ожидается также новаторское решение с точки зрения светового оформления.

В целом же на абсолютно всех постановщиков и актеров спектакля возложена огромная ответственность, ведь наши «Стулья» должны стать абсолютно оригинальной постановкой, не повторяющей ни один из всенародно любимых фильмов по роману «Двенадцать стульев». Мало того, она не должна разочаровать зрителя, привыкшего в данном случае ориентироваться на без преувеличения шедевральные образцы. Однако, как уверили авторы, у зрителей вообще не будет повода для сравнений – настолько неповторимыми будут наши «Стулья», которые ни в коем случае не будут тиражировать известные киносюжеты или современные мюзикловые решения романа.

Отличную авторскую инсценировку для спектакля сделал известный владимирский режиссер Владимир КУЗНЕЦОВ, уже имевший дело с Ильфом и Петровым при постановке на сцене Владимирского драмтеатра «Золотого теленка». Над оригинальным музыкальным оформлением на славу поработала музыкальный руководитель и аранжировщик Елена БУЛАНОВА. За основу Елена Викторовна взяла две основные музыкальные линии: «музыку НЭПа» – золотые хиты 1920-30-х годов и роскошные, но позабытые ныне песни и романсы того времени, а также музыкальную тему строительства социализма – свиридовскую сюиту «Время, вперед!», мелодия которой станет своеобразным лейтмотивом спектакля. Как помнят кинозрители старшего поколения, сюита была написана для экранизации одноименного романа Валентина Катаева о строительстве Магнитки – и где же ей вновь зазвучать, как не на сцене магнитогорского театра? К аранжировке мелодий прошлого Елена Буланова подошла бережно, максимально сохранив дух эпохи и, тем не менее, сделав так, чтобы музыка звучала театрально, играла на сцене свою собственную роль и дополняла событийный ряд.

Таким образом, два базовых элемента – свежие инсценировка и музыкальное оформление – сделали действо, которое мы увидим на сцене магнитогорского драмтеатра, уникальным, абсолютно не похожим ни на какие прежние решения. Совершенно непохожими на предшественников будут и персонажи этого очень трудозатратного для всех участников спектакля. Интересными мистическими подробностями работы над ролью Кисы Воробьянинова поделился на пресс-конференции Андрей Бердников, к которому приходил во сне ни кто иной как исполнитель кинороли Остапа Бендера Андрей Миронов и указывал, «как не надо делать».

Фееричная и искрометная премьера «Двенадцати стульев», ждет нас 28, 29, 30 апреля. Напомним, что она могла бы не состояться без гранта главы города «Вдохновение» – за оказанное творческому коллективу доверие директор драмтеатра Евгений КЛИМОВ сердечно поблагодарил главу Магнитогорска Сергея БЕРДНИКОВА, администрацию города и членов экспертного совета гранта.

А в мае и в июне наш драмтеатр ждут обменные «Большие гастроли» – по федеральной программе к нам привезут по три спектакля омский «Пятый театр» (21 – 23 мая) и уфимский Русский драматический театр. 23 мая мы сможем, например, увидеть постановку бывшего главного режиссера магнитогорской драмы Максима КАЛЬСИНА «Географ глобус пропил».

Exit mobile version