В центральной детской библиотеке состоялся «круглый стол».
«Взрослые мифы детской литературы». Библиотечные специалисты встретились с челябинской поэтессой Ниной Ягодинцевой, секретарем Союза писателей России, кандидатом культурологии, доцентом кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Челябинской государственной академии культуры и искусства.
Нина Александровна – создатель поэтических книг, цикла учебников «Поэтика», монографий, имеет более семисот публикаций в литературной и научной периодике, как автор отмечена многими премиями, среди которых Всероссийская литературная премия имени Павла Бажова, премия Международного конкурса переводчиков тюркоязычной поэзии, Сибирско-Уральская литературная премия в номинации «Поэзия».
Выступления Нины Ягодинцевой на «круглом столе» были посвящены прежде всего заблуждениям о детской литературе. Например, один из «окололитературных» мифов гласит, что современные дети свободно ориентируется в море информации с помощью виртуальных технологий. Нина Александровна опровергает это и делает свои выводы: во-первых, информация в очень незначительной степени становится знанием, то есть частью внутреннего мира ребенка. Во-вторых, в информации нет культуры эмоционального переживания и сопереживания – того, что воспитывает хорошая литература. А в-третьих, обманчивая доступность информации очень быстро взращивает в человеке душевную лень. Нина Ягодинцева подводит к мысли: информационные «удобства» оборачиваются бедой, а мы едва начинаем понимать, насколько детям сейчас труднее, чем было прошлому поколению в их возрасте.
Еще один миф – убеждение, что детей надо развлекать. Поэтесса говорит, что детская литература ни в коем случае не должна быть развлекательной, но обязана увлекать в реальный мир. Утверждение о постоянной потребности ребенка в новизне Ягодинцева считает также несостоятельным: не новизна, а глубина, которую ребенок может осмысливать, должна быть в детской литературе. К мифам Нина Александровна отнесла и приоритет безграничной фантазии. Поэтесса заявляет: в виртуальном пространстве, будь то компьютерная «стрелялка» или фэнтези, чувство реальности исчезает полностью, а ведь сама реальность вокруг усложняется год от года и технологически, и психологически, и именно в ней повзрослевшему ребенку предстоит жить и действовать.
Каждый из этих мифов упирается в проблемы взрослые, глобальные. Обсуждались они на «круглом столе» совместно, после чего все участники пришли к выводу: литература для детей должна быть «выверенно нравственной».
«Каким будут воспринимать мир наши дети?» – вопрос остается открытым. Молодые «детские» писатели все чаще решаются на серьезный глубокий разговор с юным читателем: о жизни и смерти, любви и ненависти, подвиге и предательстве… Это обнадеживает, потому что у нас прекрасные собеседники, заключила писатель.
Встреча, прошедшая на одном дыхании, заставила библиотечных специалистов задуматься и посмотреть под иным углом зрения на детскую литературу и на специфику работы с юными читателями.