Они вернулись, но не все… В России впервые отметили День Неизвестного Солдата

Отныне каждый год 3 декабря будут отдавать дань памяти тем, кто погиб на фронте и чье имя не удалось выяснить. 

 
Инициатива появления этой памятной даты принадлежит участникам движений поисковиков. 
Есть такое движение и в Магнитогорске. Поисковый отряд «Рифей», один из старейших в России и Челябинской области, был создан в 1988 году. Его первым командиром стала краевед Валентина Погодина. Она приняла участие в праздновании первой годовщины Дня Неизвестного Солдата, прошедшей в центре правовой информации «Библиотека Крашенинникова», был здесь и командир поискового отряда «феникс» Артем Любецкий, преподаватель МГТУ. 
На встречу с поисковиками пришли школьники. Многое они узнали впервые, посмотрели по-новому на некоторые страницы истории нашей страны. И это не случайно. Первые два года участники отряда «Рифей» работали с архивами и со списками бойцов, умерших от ран в эвакогоспиталях Магнитогорска. Результатом стало увековечивание на мраморных плитах левобережного воинского мемориала восстановленных 157 фамилий солдат. До этого все они числились пропавшими без вести.
Пропавшими без вести считали и тех, кто остался в полях и лесах Карелии, Смоленской, Новгородской, Волгоградской и других областей, где работали наши поисковики. Свою первую Вахту памяти магнитогорцы отслужили в Смоленской области. На следующий год была работа в лесах и на болотах Карелии. Вспоминать о тех днях Валентина Погодина спокойно не может до сих пор: 
– Там впервые мы ощутили весь ужас войны. Идешь по лесу, а на березах – человеческие черепа. Это делали местные жители, которые наталкивались на останки погибших, чтобы потом знать, где искать останки воинов. 
Там же впервые поисковики столкнулись с «черными копателями», которые искали оружие, чтобы потом продать его. В результате их варварства сложно, почти невозможно было отыскать солдатские медальоны погибших.
Целью наших поисковиков было найти останки воинов триста шестьдесят седьмой стрелковой дивизии, сформированной в Челябинской области и переброшенной на Карельский фронт. Из десяти тысяч бойцов в живых осталось меньше полутора тысяч. Остальные погибли или пропали без вести. Долгое время дивизия значилась в предателях. Таков был приказ Сталина: солдат может быть только живым или мертвым, пропавший без вести – предатель. Делом чести поисковиков было доказать, что южноуральцы предателями не были, они погибли за родину. К сожалению, у многих погибших, обнаруженных нашими поисковиками, медальонов или не было, или они оказывались пустыми. Болотная вода, попадавшая внутрь капсул, за много лет уничтожила их содержимое. 
Солдатский медальон представлял собой пластиковую овальную капсулу, пояснил Артем Любецкий. Часто эти медальоны были пустыми изначально. Солдаты не заполняли их из суеверия. Считалось: заполнишь данные о себе, чтобы вложить в капсулу, – погибнешь. Многие использовали их для хранения иголок. Однако даже при отсутствии медальона опознать бойца можно по его наградам. Ордена и несколько видов медалей были именными. По номеру в архиве Министерства обороны можно установить владельца награды. Такие находки особенно ценны.
За двадцать пять лет магнитогорские поисковые отряды приняли участие в тридцати двух Вахтах памяти, поднято и захоронено более двух с половиной тысяч останков воинов (совместно с другими отрядами). Найдено двадцать пять медальонов. По прочитанным данным найдено девять семей солдат. Таким образом близкие получают возможность посетить место последнего боя своего деда, прадеда, место его захоронения.
Однако в Магнитогорске до сих пор числятся пропавшими без вести около шестисот воинов, погибших в Великую Отечественную войну. И у поисковиков еще много работы…
 
Exit mobile version