Программа, которую в рамках проекта «Променады в Магнитке» привез в наш город музыкант, с его точки зрения наиболее емко отражает величие русской музыки.
С одной стороны, она проста – это «Времена года» Чайковского и «Картинки с выставки» Мусоргского, но в то же время эти два цикла наиболее полно характеризуют фортепианную музыку девятнадцатого столетия, отметил Даниил Саямов.
– Эти композиторы жили примерно в одно время, при этом они полярны друг другу, как Толстой и Достоевский, – говорит музыкант. – Их сочинения написаны в середине девятнадцатого века, но слушаются они как современная музыка. Чайковского Родион Щедрин сравнивал с огромной домной, которая вбирала в себя всю музыкальную культуру Европы и России всех предшествующих эпох, и получался органичный сплав. При этом абсолютно не терялась его собственная индивидуальность. Мусоргский был самородком, гением, не имевшим музыкального образования, при этом под его влиянием оказалась большая часть русской и западной музыки двадцатого века.
К великолепному музыкальному материалу Даниил Саямов приложил собственные восприятие, исполнительское мастерство и яркий артистизм. Музыкант признался, что на каждом концерте пытается добиться, чтобы исполняемое сочинение стало так же дорого слушателям, как дорого оно ему самому.
– Исполнительское искусство сродни ораторскому, – считает Саямов, – музыкант должен быть «заряжен» эмоционально, «гореть» тем, что он исполняет.
Свой творческий метод он называет, следуя Набокову, «всматриванием» в материал. Ведь гениальное произведение неисчерпаемо, и в нем можно находить все новые и новые детали… К сожалению, в наше время классика хоть и стала исполняться более совершенно с точки зрения техники, но, и Саямов склонен связывать это с появлением «Ютуба», значительно стерлась индивидуальность музыкантов. Все варианты исполнения стали похожими, и теперь очень сложно отличить одного исполнителя от другого.
Но самому Даниилу Саямову повезло учиться у народной артистки РСФСР, профессора Московской консерватории Веры Горностаевой и быть ее ассистентом.
– Вера Васильевна – наиболее яркий представитель русской фортепианной школы, – говорит Даниил. – Она пестует в своих учениках выражение собственной индивидуальности. Именно в этом заключается одна из ярких особенностей отечественной школы фортепиано.
А до Веры Горностаевой очень большое влияние на творческое развитие музыканта оказывала мама – замечательная пианистка, преподаватель фортепиано. Интересно, что Даниил начал «концертировать» вместе с ней еще до своего рождения. А недавно у самого Саямова и его супруги, тоже пианистки, родилась дочь, которая также успела до появления на свет «поучаствовать» в мамином концерте.
Сегодня известный во многих странах мира пианист Даниил Саямов мечтает исполнять больше новой хорошей музыки. Из композиторов далекого прошлого обожает Сергея Рахманинова, из плеяды второй половины двадцатого века его вдохновляют Дьёрдь Лигети, Альфред Шнитке, а также Родион Щедрин и Валентин Сильвестров. Из наших молодых современников он высоко оценивает творчество Алексея Сергунина.