По иронии судьбы на его сцене встретились два «Леса» – Александра Островского и Захара Прилепина.
Поэтому вторая постановка получила название по одной из фраз повести – «Если долго идти навстречу…»
Эскиз спектакля впервые был представлен на творческой лаборатории около года назад. Затем дилогия по рассказам «Лес» и «Допрос» была заявлена на конкурс Фонда Михаила Прохорова, в котором участвовали театры Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Магнитогорская драма выиграла миллион рублей, благодаря чему зрители и увидели в ноябре первый спектакль дилогии в постановке молодого уфимского режиссера Александра Марьина.
В основе рассказа Прилепина и спектакля «Если долго идти навстречу…» – воспоминания автора об отце, рано ушедшем из жизни, о вечности духовной связи с ним. В целом же прилепинскую книгу маленьких повестей «Восьмерка», куда входит «Лес», можно назвать сугубо мужским описанием мужского мира как первоосновы жизни. В то же время «Лес» проникнут удивительной сыновней нежностью к отцу. Каждый, кто увидел премьерный спектакль магнитогорской драмы, наверняка вспомнил, почему у каждого из нас есть отчество, а родину свою мы именуем Отечеством…
– Мотив потери отца очень значим. Для меня эта работа – еще и своеобразный этап осмысления моей жизни, попытка разобраться в мужском мире без мужского воспитания, – признался режиссер спектакля Александр Марьин, который относит Захара Прилепина к классикам.
– Спектакль затрагивает вневременные проблемы: кризис среднего возраста, утрата смысла жизни, одиночество души, поиск себя в этом мире, – говорит завлит Магнитогорского драмтеатра Наталья Романюк.
В прилепинской прозе почти каждый может встретить какой-то фрагмент своей собственной жизни, свои сокровенные чувства, мысли, переживания. А потому в книге отзывов драматического театра после каждого спектакля «Если долго идти навстречу…» появляются новые добрые слова в адрес автора литературного первоисточника, режиссера спектакля и актеров.
«Лес» в сети
«Лес» – светлый, неторопливый, ностальгический – в лучших традициях классической русской прозы» (vek197).
«По повести Прилепина проходит ностальгия по отцу – идеалу, символу силы, мужества, вечно занятому. Когда у него находится время на собственного сына, то «…вчерашний тягостный и непроходимый лес мрачно уходит в глубь леса, а вперед к берегам опять выходят струящиеся на ветру красивые сосны…» Не могу сообразить, у кого еще я встречал многогранную (не плоскую, одностороннюю), ярко выраженную мужскую прозу… Хотя Прилепин самобытен и ни на кого не похож» (YuBO).
«В повести «Лес» Прилепин пронзительно, не побоимся этого наречия, написал о драматизме времени и быстротечности жизни. Извивающаяся река – отличная, хотя и не новая, аллегория времени, не вышла из русла деликатного повествования и не превратилась в пафосный штамп» (Владимир Гуга).