Магнитогорская картинная галерея, пожалуй, оказалась первой, кто начал цикл мероприятий, посвященных 9 Мая. И открыла их художественная экспозиция «Великая Отечественная», сообщает сайт “МР-инфо”.
– Эта выставка – дань памяти, это наш вклад в рассказ о тех тяготах, которые претерпела наша страна во время Великой Отечественной войны, – открыла мероприятие ее куратор, старший научный сотрудник МБУК «МКГ» Лилия Филатова. – Этой выставкой мы хотим сказать, что никто не забыт, ничто не забыто.
Проникновенным исполнением поздравила гостей открытия выставки капелла мальчиков из Центра музыкального образования «Камертон».
Директор картинной галереи Юлия Кривошапко напомнила, что за год пандемии здесь соскучились по торжественным открытиям и особенно рады гостям. И столь раннее открытие выставки – неспроста. Во-первых, сказался прошлый год, когда столь знаменательную дату пришлось отмечать без парада, не так торжественно, как хотелось бы, а во-вторых, перед самим Днем Победы будет немало празднований, мероприятий, поздравлений, поэтому хотелось бы, чтобы это значимое мероприятие не затерялось в их сонме и как можно больше магнитогорцев и гостей города успели увидеть экспозицию. Директор МКГ поздравила пришедших с наступающим праздником и отметила, что в 2021-м мы отметим его за два года.
Поздравил собравшихся от имени городского Совета ветеранов его председатель Александр Макаров. Он напомнил, что до 9 мая времени осталось не так много, а дел предстоит немало – подготовить и провести парад и ряд других мероприятий. И самое главное – чтобы вся эта работа прошла чрез сердца и души магнитогорцев, чтобы мы смогли вспомнить героические подвиги наших предков.
В фондах галереи хранится огромное собрание произведений искусства на военную тему, и большая часть живописных полотен, графических листов, скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства создана уже после Великой Отечественной войны. 101 из них вошли в эту экспозицию, причем это не только живопись, но и скульптура, изделия из стекла и керамики и даже ювелирные украшения. Некоторые полотна – регулярные участники тематических выставок, часть работ выставляется впервые.
Еще в фойе галереи встречают зрителей 4 листа графики Анатолия Гетманского, впечатляющие прочувствованностью темы и особенной присущей автору художественностью.И неспроста: к примеру, в основу работы «На большую землю» легли личные воспоминания автора о переправе по льду Ладожского озера из блокадного Ленинграда, будущему художнику было тогда 4 года. Интересно композиционное решение – словно бы водитель обернулся из кабины на сидящих в кузове испуганных детей, а сзади, свозь развевающийся на ветру тент, видна цепочка прорывающихся сквозь льды грузовиков и пикирующий самолет.
В самом же зале первой нас встречает картина Дмитрия Надеждина «Москва. Декабрь 1941 г» – и почему-то первая мысль: пандемия. Столь же пусты заснеженные улицы – все в эвакуации, но ярки черты той поры – заклеенные крест на крест окна, патрули на улицах, аэростаты противовоздушной обороны.
О тяготах военного времени говорит и сам колорит большинства работ – монохромные, темные, сумрачно-сизые тона, и приметы времени – будь то известные всем плакаты, фронтовые сводки в «Правде» на натюрморте или шагающий на заднем плане отряд уходящих на фронт бойцов.
В большинстве случаев героизм сражений остался за рамой полотна. Центральное место в этой выставке заняла тема человека: находящегося на войне или в госпитале, пришедшего с фронта, женщин, тяжело работающих в тылу, ждущих близких, радостно встречающих их, а порой – получающих лишь похоронки. Десятки лиц проходят перед нами – будь то ослепший после ранения солдат на полотне Владимира Титова или практически рублевская троица женщин, собравшихся вокруг крохотного треугольника на столе на картине Григория Григоряна «Письмо с фронта». Кто-то из них уже потерял надежду, о чем говорит траурное одеяние и скорбная поза, кто-то крепится изо всех сил, а у кого-то на руках будущее – ребенок.
Есть и исторические личности, к примеру, командир партизанского отряда на портрете Григория Ряжского «Батя». Пожалуй, это одна из немногих картин, написанных именно во время войны, а сам ее герой – человек сложной судьбы: уже во время войны он был репрессирован по ложному доносу, а, выйдя на свободу после реабилитации в 1954-м, прожил всего год. Интересна и судьба самой картины: изначально в галерее считали, что на ней изображен безымянный персонаж, и каково было удивление магнитогорских искусствоведов, когда после размещения виртуальной выставки МКГ на сайте Русского музея, с которым у Магнитки давнее партнерство, пришло письмо от одной из московских школ. Оказалось, что это знаменитый партизанский лидер Никифор Коляда, имя которого и носит школа.
Интересна и изображенная на картинах жизнь тыла. Вот встреча эшелона с ранеными и уходящих на фронт орудий на североуральском заснеженном полустанке на картине Александра Аверина «Эшелоны Урала». Магнитогорский художник Юрий Шумов в своих картинах показал работу эвакуированных предприятий, труд женщин и подростков, которые вставали у станков, на место своих ушедших на фронт мужчин.
Тема войны продолжается и в абстрактных работах. Вот, казалось бы, чуть обозначенные в кроваво-черных мазках, видим мы силуэты уходящих дорогами войны бойцов на картине Валдаса Бушса «Утро». Трагедия людей, лишившихся своего дома и всего, нажитого годами в импрессионистическом полотне Сильвестраса Джяукштаса «Беженцы». Пронизана антивоенной темой полифоничная картина Юрия Шумова «Стреляные птицы». Было видно, как отозвалась она ребятам из хора, что выступали на открытии с песней «Раненая птица», а затем с интересом слушали лекцию Лилии Филатовой.
Интересны работы мастеров прикладного искусства, которые постарались придать празднику Победы радостный, мажорный настрой. Блеск хрусталя декоративных композиций, сияние самоцветов ювелирных украшений Ю. Афанасьева «Салют Победы», Б. Гладкова «Победа» буквально поют торжественную оду этому дню.
Все это вы можете увидеть своими глазами. Работа выставки продлится до 22 мая 2021 года.