«НЕмаленькие люди» Михаила Никитина. Заслуженный артист России рассказал об отношениях актёра и персонажа

Как складываются отношения актера и его персонажа? Наш окололитературный разговор с актером Магнитогорского драматического театра имени Пушкина заслуженным артистом России Михаилом НИКИТИНЫМ коснулся тайн «актерской кухни».

Справка «МР»: Михаил Никитин, недавно отметивший юбилей, более трех десятилетий отдал служению театру. После окончания ГИТИСа имени Луначарского работал в театрах Ижевска, Перми, Астрахани, Магадана. В магнитогорском драмтеатре служит с 2013 года. Михаил Анатольевич за это время снискал огромную зрительскую любовь, воплотив на сцене целый ряд ярких образов, в том числе блестяще сыгранных характерных ролей. На счету Михаила Анатольевича – награды областного, межрегионального и международного театральных фестивалей. Зрителям Михаил Никитин также известен по работам в кинофильмах, каждый из которых стал по-своему знаковым: «Меня зовут Арлекино», «Танк «Клим Ворошилов-2», «Оранжевый джаз».

Михаил Никитин, воплощая незабываемые характерные образы даже самых смешных персонажей, рассказывает зрителю не только о «видимом миру смехе», но и «невидимых миру слезах» – боли души человеческой. Это часто позволяет актеру вырываться за пределы комического амплуа и говорить на сцене на очень серьезные, порой совсем несмешные темы.

И трагическую судьбу станционного смотрителя Самсона Вырина из пушкинских «Повестей Белкина» (режиссер Тимур НАСИРОВ) Михаил Анатольевич прожил на сцене так, что печальная история его героя, не перенесшего бегства дочери с проезжим гусаром, неожиданно, а может, напротив, закономерно стала кульминацией откровенно хулиганского спектакля. «Повести» назвали самым веселым спектаклем прошлогоднего Пушкинского фестиваля в Пскове. В этой постановке Михаил Анатольевич и предстал на своем юбилейном вечере в театре.

У режиссера Насирова «Повести Белкина» стали анекдотом, попыткой постичь одно из самых загадочных сочинений великого классика вне рамок сурового реализма. Не зря литературоведы все чаще говорят о втором смысловом дне «Повестей», до сей поры серьезно не исследованном, но будто бы полностью меняющем содержание произведения, над которым, по воспоминаниям автора, «ржал и бился» когда-то поэт Евгений Баратынский. По крайней мере, многие магнитогорские зрители, увидев премьеру спектакля, вступили в полемику о духе пушкинских повестей.

Вот и Михаил Никитин, который уже три года проникновенно проживает непростуюжизнь своего героя на сцене, говорит, что до конца этот образ пока не постиг:

– Для меня это история очень важная. У меня не было таких ролей. И я не думаю, что я до конца все сделал, потому что мне хотелось бы Самсона Вырина глубже понять, – говорит Михаил Анатольевич. – Нужно быть честным по отношению к герою, точно понять его .Ведь он должен быть совершенно искренним в своем рассказе. Автор иронизирует, смеется над своими персонажами в «Повестях Белкина», а история Вырина выглядит, на первый взгляд, как инородный кусочек. По настроению она напоминает больше чеховские рассказы.

Много поводов для размышлений дают герой – скромный станционный смотритель, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и тоне всегда» и его судьба, возможно, сыгравшая с ним злую шутку. Как писала в«Петербургском театральном журнале» известный театральный критик Татьяна ТИХОНОВЕЦ («Как «нечаянный случай всех нас изумил», 9.03.2019 г.), справедливо назвавшая Михаила Никитина «одним из лучших российских артистов», «его Самсон Вырин как будто чувствует себя везде лишним. Нет, не «лишним человеком», а скорее «маленьким», то есть человеком, которому не находится в жизни места. Он и сидит-то в сторонке, на авансцене, и рассказывает тоже как бы со стороны. Как будто уже все отболело, отмерло у его героя».

– Самсон Вырин назван первым «маленьким человеком» в русской литературе,продолжили этот ряд герои Гоголя, Чехова, Достоевского. Чем тема, прозвучавшая влитературе почти двести лет назад, близка нам сегодня? – спрашиваю у Михаила Никитина.

– Я чувствую внутреннее сопротивление утверждению, что Вырин – «маленький человек». Мы придумали такое выражение, потому что нам становится его жалко. Почему его нужно жалеть? Люди существовали и в то время, так же, как существуем мы, со своим восприятием мира, на определенной ступени социальной лестницы, – не всем же быть князьями. Тем не менее, они проживали свою жизнь достаточно смело, мужественно. Как можно считать маленьким даже Акакия Акакиевича из «Шинели»? То, что он совершает – для него подвиг. И можно ли говорить о том, что Вырин – маленький человек после того, как он пешком направился за дочерью в Петербург? Сколько нужно сил иметь, какая должна быть мотивация, чтобы пешком пойти и пытаться пробиться к ротмистру, чтобы найти ее и вернуть? Наверное, он проигрывает эту жизнь, но я не играю роль маленького человека.

– Что вы искали в этом герое, когда работали над ролью?

– Нужно попытаться прожить все до каких-то внутренних ощущений, поэтому строишь какие-то личные внутренние параллели. Это тебя должно задевать, ты должен любить героя, сочувствовать ему бескомпромиссно, ощутить его чувства, эмоции. Я всегда устаю от этой роли очень сильно. Это история отца, воспитавшего дочь в отсутствие матери, который, прожив три года без дочери, вспоминал прошлое, – это «записки покойника», которого уже нет. Он вспоминает, как все проезжающие обращали на Дуню внимание, и ему это было приятно. Это был тоже «маркетинговый ход», это приносило какой-то доход. Люди подбрасывали Дуне подарочки, постояльцы оставались на станции подольше, только чтобы полюбоваться на нее. Где-то здесь и меркантильность была определенная, Вырин благодаря дочери зарабатывал что-то…

– Так может быть, то, что Дуня бежала с гусаром – закономерный итог? «Маркетинговая схема» сработала?

– Может быть, у героя и не было мысли «продать» ее, тем не менее, он виртуально «торговал» ее красотой. Может, в этом и есть анекдот, ирония автора над героем, и история эта не выбивается из ряда остальных повестей? Мол, ты же сам «торговал», устраивал «аукционы», сам позволил Дуне ехать с гусаром… Быть может, герой за это себя и винил? Но Вырин, мне кажется, до конца не понимает этого, он постоянно задает себе вопрос: а что я такого сделал, что она от меня сбежала? Он, наверное, так и ушел, не поняв этой истории. Хотя Дуню я не оправдываю. Она была готова к этому поступку, быстро согласилась покинуть дом с гусаром, даже не зная, что произойдет дальше. Главное было – въехать в Петербург в этой карете. И она впервые за много лет навестила отца, когда его уже не было в живых. Думаю, что она будет каяться об этом очень сильно. Вообще историю станционного смотрителя можно поставить отдельно – это было бы интересно. Она учит нас взаимопониманию, умению слышать друг друга.

– Сейчас вы работаете над ролью отца Федора в музыкальной комедии «Двенадцать стульев», премьеру которой мы увидим уже в апреле. Каким будет этот персонаж в нашем спектакле?

– Мы отнеслись к Федору с пониманием, сочувствуем ему и не делаем из него сатирическую картинку, пародию. Это нормальный живой человек, который вместе с женой мечтает о свечном заводике. Ну а кто не мечтает? Он священник, он верит, службу несет честно, и вдруг… Никто из нас не знает, когда придет искушение, когда мы ему поддадимся. Он услышал о бриллиантах и это его просто сбило. В финале у Ильфа и Петрова Федор сходит с ума, бегает с колбасой в зубах. Но, когда был написан роман, время было другое, создание подобных образов священнослужителей приветствовалось. На самом деле Федор раскаялся, он понял, что его капитально обманули и ограбили. И он уходит на небеса – может быть, от сердечного приступа или еще от чего-то, и там уже искренне просит прощения – и у Христа, которого он предал, и у супруги Катеньки, которую просто раздел, продав все. Думаю, зрители будут не смеяться над Федором, а сочувствовать герою. Сколько людей так падают, поднимаются…В «Двенадцати стульях» рассказана история людей брошенных, потерявшихся. Жизнь после революции изменилась, кто поактивнее, взял и кусок себе вырвал, каждый стал рвать, как может, а кто-то не сумел приспособиться. Мне очень жаль Кису Воробьянинова. Этот человек жил в одной эпохе, там он был нужен, был на месте, и вдруг наступила другая эпоха, и здесь он никому не нужен, он не на месте. У него не осталось ни родных, ни близких, ни богатства. И здесь подкатил к нему Остап Бендер – это уже другая сущность, этот в любое время найдет себя. Ему вообще без разницы, какое время. Таких людей, как Воробьянинов и отец Федор, попавших в подобную заваруху, было много, они не знали, что им делать, как жить. Эта история об таких людях, которым радоваться остается только тому, что они живут сегодня, а что дальше будет, неизвестно. Но при этом в спектакле будет много смешного и веселого.

Exit mobile version