Этот мир – в руках мам. Какой ценой достается материнское счастье?

В каждой женщине скрыто материнское начало. 

Однако удается его реализовать в разной степени.
Кто-то обходится одним ребенком, кому-то нужна большая семья.
Ольгу Скутину Бог детьми не обидел. Три дочки и сын – мамины гордость и счастье. Жизнь дала ей всего сполна – и радости, и горя. Рано овдовела, но трудностям не поддалась. Работала в нескольких местах, чтобы семья не бедствовала. Себя не жалела. Дети получили высшее образование, разъехались. Поступила в университет в другом городе младшая дочка. Ольга, деятельная женщина, привыкшая к большой семье, как-то в одночасье почувствовала себя не нужной. Она по привычке торопилась домой, бродила по опустевшим комнатам и не знала, чем себя занять. Ей надо было о ком-то заботиться…
И лапочка дочка…
Тут-то и пришла в голову спасительная мысль – усыновить или взять под опеку ребенка. Обратилась в отдел опеки и попечительства администрации города, потом собрала пакет необходимых документов и получила доступ к базе данных детей-сирот. Трехлетний Миша сразу пришелся по душе. И мальчик мечтал о маме, которой у него никогда не было (биологическая отказалась от него еще в роддоме). Две души нашли друг друга. Но это было только начало. Следом в семье появился шестилетний Егор, потом тринадцатилетняя Алена, десятилетний Валя… Два года назад из одного детского дома женщина взяла погодков Павлика и Женю девяти и десяти лет. Тринадцатилетний Марсель влился в семью нынешним летом. Теперь в приемной семье шесть мальчишек и одна девочка. Это самая многочисленная замещающая семья в Магнитогорске.
Если кто-то по наивности считает, что взять ребенка из детского дома – значит автоматически его осчастливить, сделав «домашним», и он всю жизнь за это будет благодарен, то очень ошибается.
– Дети все сложные, с богатым антисоциальным опытом, – откровенно говорит Ольга Скутина. – Поначалу было всякое: ребята не умели вести себя со взрослыми, не «держали дистанцию», вещи крали отовсюду, начиная с квартиры, заканчивая супермаркетами. Врали по любому поводу, «не моргнув глазом», для достоверности даже рыдали. Не обходилось и без драк.
Ольга Михайловна, воспитавшая своих четверых благополучных детей, не знала, что с этим делать, как реагировать.
– Очень многие приемные родители, сталкиваясь с подобными проблемами, начинают их скрывать, полагают, что во всем виноваты сами – не справляются с воспитанием. И напрасно, – уверена Скутина. 
Добрых – больше
Она поступила иначе: стала «бить во все колокола», обращалась за советом к директорам детских домов, к педагогам и социальным работникам этих учреждений. Пару раз, как говорит сама, «полуофициально» была на приеме в отделе по делам несовершеннолетних. Взяла в союзники учителей школы, где учится ее ребятня, прибегла к помощи домашнего детского психолога. Сейчас модно ругать органы опеки, но именно их специалисты сразу откликнулись на просьбы о помощи при адаптации детей в новых условиях. О них Ольга Михайловна отзывается очень тепло.
Путем проб и ошибок она поняла: хватает года, чтобы попавший в новую обстановку ребенок выправился и раскрепостился. За это время у него пропадает настороженность, мир уже не кажется чужим и пугающим, даже появляется чувство юмора. Помогает работа с личным психологом, важна и атмосфера самой семьи с выстроенной иерархией, где младшие слушаются старших, а старшие заботятся и отвечают за младших.
– В сравнении с домашними мои дети даже выигрывают. Очень вежливые, никогда не грубят, ведут себя достойно, помогают по дому, жалеют, когда я прихожу уставшей, – не скрывает гордости многодетная мама. – Я поняла, что исправляемо все, надо только захотеть. Маленькие дети в домах ребенка и детских домах нарасхват. А десятилетние и старше уже мало кого интересуют. Но они вполне управляемые, из них можно успеть «вылепить» хороших людей, – уверена Скутина.
А еще ее пацаны научились ценить вещи и бережно к ним относиться, хотя поначалу бывали случаи чуть ли не вандализма. Все семеро считают себя братьями и свою единственную сестру любят и оберегают. Ольгу называют мамой. Значит, признали, увидели в ней родную душу, полностью отдающую себя им. Ведь детей не проведешь, фальшь они чувствуют сразу.
Мир не без добрых людей, и добрых даже больше, это Скутина теперь знает прекрасно. Она «со своей оравой» вот уже несколько лет подряд отдыхает в Абзаково, директор одной из баз отдыха Ольга Новикова предоставляет им хорошие скидки на путевки, за что семья ей очень признательна. Начальник управления социальной защиты населения Ирина Михайленко также ни разу не отказала в помощи. А прошлым летом глава города Евгений Тефтелев вместе с начальником управления соцзащиты выделили деньги на летний отдых для всех детей Ольги Михайловны. Скутина добавила еще и из своих сбережений, и всей гурьбой они впервые отдохнули в Египте. Дети были в восторге.
Квартира «жмёт в плечах»
К сожалению, существует расхожее мнение, что приемные, или, правильнее, замещающие семьи нередко создают для того, чтобы на них заработать. Это не соответствует истине. Да, с летним отдыхом семье Скутиной повезло. Но в повседневной жизни все иначе.
– Чем больше детей, тем меньше выплаты от государства, – говорит глава многодетной семьи. – Считайте сами: на содержание первого ребенка государство платит 5600 рублей плюс 5100 рублей – вознаграждение приемным родителям. На каждого последующего ребенка вознаграждение составляет уже только 700 рублей. Значит, чем больше детей, тем в общей сложности будет меньше сумма субсидий.
При этом детям из таких семей не положено бесплатное питание в школе, за посещение кружков и секций также платят на общих основаниях. У Ольги Скутиной, кстати, все мальчишки спортивные, всех она развозит по разным секциям, старается выбра
ть бесплатные, поэтому приходится ездить из одного конца города в другой.
И в продолжение «арифметики». За одно посещение магазина Ольга покупает 40 йогуртов, 25 творожных сырков, от 60 до 100 штук яиц, батон колбасы, соленое сало, большой пакет булочек и шесть литров молока. Это не считая мяса, круп и макарон. А еще ребятне нужны овощи и фрукты. Кроме того, в морозильнике готовые пельмени, «на перекус». Их покупает сразу пять пачек, да еще три пачки вареников.
Вот меню сегодняшнего обеда: восьмилитровая кастрюля борща, четырехлитровая кастрюля молочной каши, пятилитровая кастрюля картофельного пюре плюс котлеты (за раз приходится жарить не менее пятнадцати штук), у подростков аппетит хороший, поясняет мама. И это при том, что в виде пособий на питание она получает 2500 рублей на одного ребенка в месяц. Общая же сумма (с учетом «родительских») – 6300 рублей. Из этих денег надо еще одежду покупать (ребята растут быстро, а обувь на них «горит») и кое-что оставить на развлечения – кино, книги плюс непредвиденные расходы.
Еще одна проблема замещающих семей – жилье. Чем больше семья, тем острее проблема. Да, квартира у Скутиной есть, и по среднегородским меркам неплохая, и все же детям хотелось бы дать больше простора. Выход она видит в такой форме, как социальный найм большого по площади жилья на время социального взросления детей (до 22-23-летнего возраста), только потом таких детей можно отправлять, что называется, в самостоятельную жизнь. Где такое взять? В городе есть нежилые помещения, их можно перевести в разряд жилых, сделать ремонт и передавать семьям на определенный срок. Но в законодательстве Челябинской области замещающие семьи «не прописаны», а потому не имеют специального статуса. В результате они не подходят ни под одну категорию. Разве что под многодетные, но при этом не относятся к малообеспеченным, а значит, автоматически лишаются всех льгот.
– Кровная семья с тремя детьми теперь в течение двух лет может получить землю под строительство своего дома. У меня семь детей, но никакой земли мне «не светит», – вздыхает Ольга Михайловна.
Услышали «наверху»
Поэтому, когда Скутину пригласили принять участие во Всероссийском форуме приемных семей, который проходил в Москве в конце октября, согласилась, не раздумывая. Тем более что вопросов накопилось немало. Институт приемных семей в Челябинской области, по ее мнению, не работает. Надеяться можно на муниципальные власти. Они-то, кстати, и помогают, но далеко не все вопросы в их компетенции. Хотелось узнать, что думают федеральные власти, как собираются поддерживать тех, кто берет на воспитание чужих детей.
– Убедилась, что наконец-то у властей стало меняться отношение к приемным семьям и к детям, проживающим в них. Услышала долгожданные слова о том, что государственная поддержка приемных семей будет работать во всех регионах, – делится впечатлением глава семьи. – На форум приезжала и Татьяна Никитина, новый министр социальных отношений Челябинской области. Я видела, как горели ее глаза, когда она говорила, что многое поняла, многое взяла себе на заметку. Если все вместе – губернатор Челябинской области Борис Дубровский, его заместитель Евгений Редин, которые, надеюсь,прониклись проблемой таких детей и у которых мы теперь находим понимание, возьмутся, то от этого будет лучше всем – и государству, и семьям, а самое главное – детям.
Exit mobile version