Закон «из рук вон». Если случайно смахнул товар, оплошность не наказуема

Нередко в универсамах и супермаркетах одно неловкое движение посетителя оборачивается повреждением хрупкого товара. Чаще всего страдают изделия из стекла. 

 
В наших правах и обязанностях разбирался АиФ.ru, а помогал ему юрист сервиса Правовед.RU Руслан Григорьев.
Стеллаж по нормативу
В соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечить покупателю удобство выбора и приобретения товаров. К примеру, ширина между параллельно расположенными островными горками – метр 40 см, между прилавками – два метра 80 см.
В соответствии с ГОСТ Р 51304-99 услуги торговли должны отвечать требованиям эргономики и технологичности. Это преду-сматривает комфорт для покупателей при оказании услуги, включая размещение товара в торговом зале, входов, выходов, оборудования, мебели, а также наличие помещений, необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупателей и товарных потоков, удобство размещения и максимальную видимость выложенных товаров.
Если такие условия не соблюдены, то продавец нарушил обязательные требования, которые и явились причиной уничтожения упавшего товара, который случайно задел покупатель.
В соответствии со статьей 459 Гражданского кодекса РФ: «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю», то есть после заключения договора купли-продажи, который считается таковым с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Следовательно, до передачи товара покупателю риск случайной гибели или повреждения имущества несет продавец. Речь идет именно о случайности, а не об умышленных виновных действиях покупателя либо о его небрежности при выборе товара.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Однако если покупатель, выбирая в супермаркете покупку либо перемещаясь по торговому залу, случайно задел товар, который упал на пол и разбился, нужно разобраться, есть ли в этом его вина.
То есть нарушены ли продавцом нормы ГОСТ по ширине проходов между прилавками и горками, удобно и правильно ли расставлен товар, не выступал ли он за границы прилавка или стеллажа? Если нарушения имеются, то необходимо пояснить администратору либо менеджеру, что в связи с нарушением при выкладке товара продавцом покупатель случайно задел его, и его вины в этом нет.
Какие люди – и с охраной
Если возникает конфликтная ситуация, в которую вмешивается сотрудник частного охранного предприятия, то не стоит соглашаться на возмещение стоимости товара, а следует разъяснить свои права, предусмотренные статьей 1064 Гражданского кодекса РФ. Нужно пояснить, что вред причинен не по вашей вине.
Нередко в супермаркетах сотрудники охраны не знают своих прав, которые предусмотрены Законом РФ от 11.03.1992 №2487-1, а поэтому превышают свои полномочия, доставляя посетителя в дежурную часть торгового комплекса и незаконно требуя возмещения убытков. В таких случаях стоит напомнить сотруднику охраны об ответственности за превышение полномочий по статье 203 Уголовного кодекса РФ, а также позвонить по телефону дежурной части полиции 112 или 02.
Кроме того, в соответствии с постановлением правительства РФ от 12 ноября 2002 года. №814 в цену товара включаются нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь, в том числе случайной гибели при реализации. Поэтому при уничтожении недорогого товара, например, бутылки пива, продавец даже не предлагает возместить убытки, они покрываются нормой естественной убыли.
Казус без штрафа
Итак, если вы случайно задели товар, который разбился, то позовите администратора или менеджера и сообщите о случившемся, оцените, правильно ли размещен товар, не загромождены ли прилавок, проход, достаточна ли ширина этого прохода. Поясните администратору, что вашей вины нет, что вы не несете ответственности за случайную гибель товара.
В случае возникновения конфликтной ситуации и злоупотребления своими полномочиями сотрудника охраны звоните в дежурную часть полиции, а работникам магазина предложите обратиться в суд. Выявленные нарушения по расположению товара зафиксируйте на камеру сотового телефона, чтобы доказать свою невиновность в суде.
Вы не совершили никакого правонарушения, штраф за это не предусмотрен законом, а произошедшее является казусом.
Помните, что охранник не имеет полномочий вас задерживать, а применять физическую силу и специальные средства ему разрешается только в случаях, предусмотренных законом, с соблюдением Конституции РФ.
 
Exit mobile version