Если раньше участие в обсуждении того или иного вопроса могло осуществляться через Интернет или с помощью иного вида связи, теперь все участники должны засвидетельствовать свое присутствие лично, а рекомендации, полученные в ходе общественных обсуждений, должны быть одобрены простым большинством.
Форма публичных слушаний при обсуждении формирования бюджета применяется в течение нескольких последних лет, процедуру применяют по одной причине – каждый гражданин, он же налогоплательщик, имеет право знать, как планируется расходовать средства, которые он перечисляет в казну государства, в том числе иметь возможность высказать свое мнение при рассмотрении вопроса о распределении доходов.
Первое, о чем было сказано на публичных слушаниях в Законодательном собрании Челябинской области, это приоритетные направления формирования региональной казны. Основные направления бюджетной и налоговой политики сформированы в соответствии с посланием Президента РФ Федеральному Собранию, указами Президента от 7 мая 2012 года, Бюджетным кодексом РФ и Стратегией развития Челябинской области до 2020 года.
Как и в прошлом году, региональная казна вновь оказалась дефицитной, разница между запланированными доходами и необходимыми расходами составила почти 12 миллиардов рублей, сумма консолидированного бюджета – 101 миллиард 946 миллионов рублей. Стоит отметить, что «провисание» статей расходов перед доходами по большей части возникло из-за консервативного подхода к варианту прогноза социально-экономического развития области. То есть экономисты учитывали минимальный рост доходов регионального бюджета, тогда как в реальности картина может быть более оптимистичной. Основную долю средств в областной казне составляют налоги на доходы физических лиц, затем следует налог на прибыль, на имущество организаций и акцизы. Пятую часть доходов составляет вклад федерального бюджета, в 2015 году доля Москвы составит более 20 миллиардов рублей, это уже на 10 процентов больше, чем получила казна в прошлом году. Причитаются нам еще восемь миллиардов в качестве нецелевой финансовой помощи и почти 11 миллиардов целевых средств. Главным условием получения их станет оптимальное расходование денег.
Отметим, что при верстке бюджета никоим образом не ущемили права малых городов и сельских поселений. Как всегда, вариант расходов более чем демократичен, на первом месте – медицинское обеспечение, образование, дороги, жилье. На дорожное хозяйство выделяется в новом году восемь миллиардов 200 миллионов рублей, на сферу ЖКХ – почти четыре миллиарда, будет субсидировано и передано в качестве субвенций сельскому хозяйству один миллиард 419 миллионов рублей.
Учиться расходовать по доходам губернатор Борис Дубровский предложил, начав с контроля над обеспечением своей администрации. Политика сокращения расходов на содержание органов власти продолжится и в 2015 году. В бюджете объем подобных средств уменьшен на девять процентов. Пересмотрены вложения инвестиционного характера. В результате удалось на 18 процентов снизить собственные расходы на дорожную деятельность. Расходы на проведение мероприятий сокращены до 50 процентов, во внимание брали эффективность в конкретной отрасли и с учетом получения потенциального дохода. Сократив расходы исполнительной власти, бюджету удалось сохранить 28 миллиардов рублей оптимизированных средств. На эти цели можно обустроить и оснастить новой медицинской техникой больницы и поликлиники, отремонтировать десятки поселковых школ, построить два мостовых перехода, подобных тому, что так необходимы нашему городу, и многое другое. Остается надеяться, что от «областного пирога» Магнитогорск получит не самый маленький кусок.
Расчётное время. Проект бюджета региона на 2015 год проходит публичные слушания
Впервые мероприятие осуществляется по новому регламенту: согласно Федеральному закону «Об основах общественного контроля» присутствие на публичных слушаниях отныне носит личный характер.