Педагогика добра. Вокруг этой науки сегодня немало споров

Много говорится о том, что дети в школах перегружены, что вводятся «лишние» предметы, сложна сдача единых госэкзаменов. При этом нередко забывается, что педагоги еще и занимаются воспитанием личности.

Какой она будет, пройдя «жернова» современной школы, основанной на уравнительном подходе к ученикам? Все ли учителя согласны с существующей системой образования? Оказывается, далеко не все. «Альтернативщики», придерживающиеся нового направления «гуманной педагогики», в шестой раз собрались в Магнитогорске на региональные педагогические чтения «Учитель, укажи путь красоты духа».
В чем отличие гуманной педагогики от традиционной? Ее сторонники считают важной ценность человека как личности, отстаивают его право на развитие способностей, заложенных от природы. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. 
Основоположник этого направления доктор психологических наук академик Российской академии образования Шалва Амонашвили поясняет: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона».
В марте нынешнего года на тринадцатых международных чтениях «Учитель» в Тбилиси был утвержден и принят кодекс чести и служения учителя, а до этого – манифест гуманной педагогики, который призывает работников сферы образования совершенствовать искусство радоваться всему возвышенному и прекрасному. А в соответствии с кодексом чести и служения учитель призван учить детей мечтать, создавать красоту, свершать благо. Кроме того, согласно этим документам педагог должен быть далек от авторитаризма, от силовых подходов в процессе обучения. Не раздражаться, не терять самообладание, не повышать голос, не жаловаться родителям о проступках ребенка, не унижать ученика и не прибегать к наказаниям. 
Учителям, не любящим детей, в школе делать нечего, считают приверженцы гуманной педагогики. К сожалению, пока тех, кто видит в своих учениках личность и старается ее развить в правильном направлении, немного. Современная школа рассчитана на усредненного ученика. Педагогам в большинстве своем не до внутреннего мира каждого ребенка. Их задача – дать знания согласно существующей программе. 
Педагогические чтения стали площадкой для обмена опытом, общения педагогов, воспитателей, родителей, всех тех, кто понимает необходимость развития гуманно-личностной педагогики, и тех, кто начал ее постижение с изменения в первую очередь самого себя. В этом году такие чтения состоялись благодаря поддержке  администрации города и института педагогики МГТУ. В Магнитогорск съехались педагоги, представители общественных организаций из разных городов Челябинской области и Башкортостана. Здесь не было лекций и поучений о том, как «достучаться» до ребенка. Это был обмен мнениями. Педагоги рассказывали, как пришли к мысли о необходимости работать по новой системе, делились опытом.
Один из организаторов чтений, руководитель Челябинского регионального общероссийского центра гуманной педагогики Светлана Транькова, много лет отдавшая системе дополнительного образования Магнитогорска, признается, что, пока воспитывала своих детей, преодолела немало трудностей. И только когда увлеклась гуманной педагогикой, поняла: хочешь что-то изменить – меняйся сам. Ведь гуманность в воспитании – не только забота о детях, но и дисциплина духа. Чтобы прийти к этому пониманию, надо оторваться от традиционной системы взглядов. И теперь Светлана ищет и находит сторонников не только в нашем городе, но и по всей Челябинской области.
Ее единомышленники, собравшиеся в Магнитогорске, говорили о своем пути. Директор школы №1 Миасса Николай Фельк, отец троих детей, с гуманной педагогикой познакомился именно благодаря им. С его ребятами педагоги занимались по системе, где приоритет отдается воспитанию, а не сухим знаниям. На личном опыте Николай понял ее действенность и теперь принципы гуманной педагогики внедряет в собственной школе. Не случайно свое выступление он назвал «По ступеням мудрости».
Учитель русского языка и литературы из Бакала Лидия Сергеева, которой присвоен знак сообщества учителей «Учитель жизни», рассказала, как работает со своими учениками. Ее уроки далеки от традиционных. Их она проводит на природе, это сво-
его рода синтез русского языка, литературы и географии. Литературу ученики изучают, путешествуя по родным местам, наблюдая за природой и знакомясь с историческими памятниками.
Какой бы методики ни придерживались педагоги, все они сошлись в одном: сегодня среди детей много гиперактивных, и воспитывать их надо иначе. Таким ученикам нужен свой «гиперактивный» учитель, «шалун» в хорошем смысле этого слова, который не только понимает своих питомцев, но и дает знания в понятной для них форме. Приверженцы гуманной педагогики сторонников в свои ряды не зазывают, они ждут, пока педагоги сами придут к пониманию необходимости изменения в системе образования. И таких людей становится все больше. А те, кто побывали на нынешних педагогических чтениях, уехали вдохновленными, полными новых идей.
 
Exit mobile version