Ноктюрн в четыре руки. Итог труда педагога – успехи его учеников

Поводом для нашей встречи с Eленой Федюковой, преподавателем высшей категории по классу фортепиано центра «Камертон», послужило вручение ей благодарности губернатора Челябинской области и благодарственного письма регионального министерства культуры. 

 
В эти же дни был удостоен стипендии международного благотворительного фонда Юрия Розума ее ученик Александр Короваевич, который в этом году поступил в школу при Московском колледже музыкального исполнительства имени Фредерика Шопена. 
20 лет педагогической работы в детской музыкальной школе №1, 20 лет в детской музыкальной школе №3, шесть лет в центре эстетического воспитания «Камертон» – за это время Eлена Борисовна стала хорошо известным в городе специалистом. Ee ученики становились победителями международных фестивалей-конкурсов молодых музыкантов имени Й. Гайдна и «Южноуральск – Зальцбург» в Австрии, «Музыкальные сезоны в Праге», юношеского конкурса пианистов имени В. Сафонова в Пятигорске, «Петербургской весны», конкурсов пианистов и фортепианных исполнителей в Уфе и Челябинске.
Гены музыкальной культуры Eлене Борисовне достались от родителей. Мама – магнитогорская скрипачка, отец – виолончелист из Кракова, в Магнитогорске он пел в хоровой капелле, а до того выступал в театре Ла Скала. 
– С семейных концертов и началась моя творческая жизнь, – вспоминает Eлена Федюкова. – Потом меня отдали в музыкальную школу №1, где на меня большое влияние оказала педагог Ольга Мильчевская.
– Мечтали ли вы о том, что будете давать свои сольные концерты на фортепиано?
– Да, в детстве были такие мечты. Свои исполнительские амбиции удовлетворяла выступая в ансамбле, работая концертмейстером в хоре – мы с концертной «бригадой» ДМШ №1 выезжали на металлургический комбинат, в поселки. Была у меня тогда и пара сольных номеров. Общение с Юрием Писаренко, нашим выдающимся музыкантом, стало основой для разработки собственной методики, основанной на доброжелательных, можно сказать, дружеских отношениях с учеником. Обязательно объясняю, почему я прошу его сделать так, каковы будут результаты. Ребенок должен захотеть что-то сделать, и я его аккуратно к этому подвожу, создаю некую качественную ситуацию, с помощью которой можно развивать слуховые отношения, пианистический аппарат, технику игры, тонкость восприятия. 
– Eсть ли у вас сейчас одаренные ученики, из которых могут получиться хорошие музыканты?
– Конечно. Хотела бы отметить девятилетнего Матвея Хорева и восьмилетнюю Алену Ишметьеву – очень стабильные ребята. С Матвеем мы завоевали первое место на челябинском конкурсе «Малахитовая шкатулка», победили на международном конкурсе в Риме в мае этого года. Прошли два отборочных тура конкурса «Южноуральск – Зальцбург». С Аленой мы успешно прошли летнюю творческую школу в Греции, где  преподаватели из разных стран давали мастер-классы. Мою девочку хвалили за то, что она умеет самостоятельно думать и почти сразу может повторить то, что ей 
показывают.
– Наверное, такие высокие результаты ваших учеников даются непросто?
– Работа музыкального педагога – это непростой труд. Чтобы способности ребенка переросли в талант, необходимо трудиться, не считаясь со временем. За сорокаминутные уроки музыки подготовить ученика к конкурсу просто невозможно. Работая в тандеме с юным исполнителем, постоянно находишься в поиске приемов для роста исполнительского мастерства. Поэтому то, что я делаю, и работой назвать нельзя, это моя сущность, моя жизнь. Приступая к исполнению того или иного произведения, я прошу ученика включить свое воображение и мысленно нарисовать картины, ведь даже в «пиано» есть очень много оттенков, которые он должен передать. Музыкальные каноны развития – это скелет, на который мы «накручиваем» свое отношение. Только так создается свой неповторимый почерк исполнительской игры. На конкурсах, где достаточно много стереотипных выступлений, на детей с индивидуальным стилем игры сразу же обращают внимание.
В следующем году Eлена Федюкова будет отмечать 50-летие творческой деятельности, ее дети уже готовят свои музыкальные поздравления любимому педагогу. А она разрабатывает маршрут концертных путешествий на ближайшее время, где будет «Малахитовая шкатулка» в Челябинске, конкурс имени Веры Тимановой в Уфе, международный конкурс во Франции, и нет никаких сомнений, что мастерство педагога и таланты ее учеников по достоинству оценят зарубежные слушатели.
 
Exit mobile version