Удержать от страшного шага. Разговор с психологом о детском суициде

Суицид – звучит жестоко и пугающе. Особенно страшно, если это случается с детьми и подростками. Как удержать их, как не дать поставить роковую запятую в выражении «уйти нельзя остаться»? Что могут сделать для этого окружающие, в первую очередь, родители? Сайт “МР-инфо” разбирался в этом сложном вопросе.

Суицид – намеренное лишение себя жизни, самостоятельное и добровольное. Происходит под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, когда собственная жизнь теряет для человека смысл. Суицидальное поведение включает в себя мысли о смерти или серьезном самоповреждении, намерения, высказывания или угрозы, попытки, которые могут закончиться (или не закончиться) летальным исходом.

Самоубийства занимают третье место в рейтинге причин смертности, и по данным ВОЗ, около 20% таких попыток приходится на детский и подростковый возраст. 

Суицид не наступает внезапно – обычно ему предшествует какой-то период, в течение которого человек вынашивает мысли о смерти, – пресуицид. То, возникнут ли они вообще, зависит от умения и способности справляться с трудностями, от способа разрешать конфликты, взаимоотношений с окружающими и от наличия у человека внутренней опоры.

В период пресуицида возникают неопределенные мысли об отсутствии ценности и смысла в жизни, ощущения, которые сводятся к «достало все!», «устал я от этого!» или «когда же это кончится?». Нет четкого желания смерти, но появляется отрицание жизни. На смену приходят фантазии на тему лишения себя жизни: «уснуть бы и не проснуться» или «хорошо бы заболеть, или лечь и не встать больше». Так выражается внутренняя готовность человека к суициду.

Если ситуация не меняется и продолжает оставаться стабильно тяжелой, желание умереть становится осознанным, сменяется суицидальными замыслами. Оформляется план самоубийства, продумывается способ, время и место действия. Решение о смерти принято.

Суицидальное поведение бывает демонстративное, аффективное и истинное.

В основе демонстративного поведения лежит стремление человека обратить внимание на себя и свои проблемы, просьба о помощи или желание, чтобы окружающие осознали свое «неправильное» поведение и раскаялись. Как правило, реального намерения покончить с жизнью нет. Попытки совершаются обычно дома, в компании, в общественном месте – с расчетом на спасение.

Аффективное суицидальное поведение – это действия, совершаемые под влиянием сильных эмоций – гнева, обиды, часто без четкого плана действий. Такое самоубийство может носить черты спектакля, но может оказаться и серьезным намерением.

Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное, иногда долго вынашиваемое. План тщательно продумывается, оставляются прощальные записки, в которых самоубийцы часто просят близких людей не винить себя в их смерти.

Особенности суицида у подростков

Наличие тяжелой ситуации. В основе самоубийств лежит не желание смерти, а уход от невыносимых условий существования, от боли, которую невозможно вынести. Попытка лишить себя жизни – это крик о помощи. Беспомощность, ощущение беспросветности, бессилия и безнадежности – вот что чувствует подросток-суицидент.  Часто детские самоубийства становятся для родных и друзей неожиданными: какие, мол, у него проблемы, его бы на наше место. Но им действительно тяжело, они пытаются уйти из непереносимого состояния – а другого способа, увы, не видят.

Особенности личности. Наличия одной только психотравмирующей ситуации недостаточно – трудности в жизни есть у всех, но не все думают о смерти. Чаще всего суицидальным мыслям подвержены дети с заниженной самооценкой, тревожные, не уверенные в себе, не умеющие справляться с проблемами, напряженные и не могущие снять это напряжение, эмоционально нестабильные. Недостаток жизненного опыта тоже может стать одной из причин: мы, взрослые, уже умеем выходить из тупика и знаем, что за черной полосой наступит белая, а подростки еще не понимают этого до конца. И им кажется, что яма, в которой они оказались, – навсегда, и выхода нет.

Лучшая стратегия – бегство. Для тех, кто задумывается о суициде, обычным способом решения проблем является избегание. Иных они или не знают, или не умеют применять.

Повышенная внушаемость. В большинстве своем подростки легко поддаются убеждению и влиянию значимых людей. Этим пользуются многочисленные «группы смерти»; вступить туда можно из любопытства, а потом постепенно поддаться уверениям, что «жизнь – это боль», легче не будет, и лучшее, что ты можешь сделать, – умереть. Если кумир всерьез говорит о бессмысленности жизни, то и ребенок легко поверит в это.

Сложно выразить чувства. Подростку-самоубийце обычно трудно объяснить, что с ним происходит. Родители и друзья не догадываются о его состоянии, потому что сам он не в силах найти слова для описания своего состояния. Ему плохо, но как именно и почему, не понятно. Поэтому важно учить детей осознавать и различать свои чувства, обучать их эмоциональной грамотности.

«Я – бессмертный». У детей нет по-настоящему осознанной картины смерти, понимания того, что это навсегда, но есть ощущение себя-вечного. Рискованное их поведение идет из представления о жизни, как о чем-то, что можно перезагрузить, «сохранить и выйти», а потом начать снова.

Почему они уходят

При всем разнообразии причин основных мотивов, по которым подростки решают лишить себя жизни, немного.

Протест. Обычно возникает в какой-то конфликтной ситуации, сопровождается сильными чувствами обиды, ярости, гнева. Цель – «наказать» обидчиков так, чтобы «они пожалели».

Месть. Часто за желанием умереть стоит желание отомстить жестоким окружающим и полюбоваться их поздним раскаянием. О том, что это будет невозможно, подростки пока не думают.

Крик о помощи. Если других способов привлечь внимание к своей беде ребенок не видит; если не умеет или не хочет просить о помощи напрямую, словами; если уже все испробовал, и остается, на его взгляд, один, последний способ.

Самонаказание. Суицид совершается под влиянием непереносимого чувства вины, стыда за какой-то поступок, мысли или слова. Или из-за ощущения своей никчемности и убеждения, что всем будет лучше без него.

Отказ. Характерен для людей, потерявших что-то (или кого-то) очень значимое и не видящих смысла жить без этого. Смерть близкого и значимого человека тяжела и для взрослого, для подростка – тем более. Серьезная болезнь, травма, тем более если они отбирают возможность заниматься любимым делом – это нередко ломает и взрослых, сильных людей.

Если взрослых могут удержать в жизни религиозные или моральные установки, ответственность за семью или детей, знание, что проблему можно решить иначе, то у подростков в качестве сдерживающих факторов скорее выступят страх смерти или социального отвержения. И задача взрослых – показать иные способы выхода из кризиса, а также помочь осознать не столько запрет на смерть, сколько ценность жизни самой по себе, наличие в ней множества хороших моментов.

Причины же подростковых самоубийств могут быть, на взгляд взрослых, пустяковыми, случайными. Касаются они обычно трех сфер – школы, семьи, окружения.

Первая любовь, особенно безответная. Не стоит говорить: «Нашел из-за чего переживать, у тебя таких девочек будет еще миллион» – отрицание серьезности переживаний со стороны окружающих может еще сильнее толкнуть к пропасти. Взрослые умеют справляться с отвергнутыми чувствами, подростки – еще нет.

Недовольство собой, особенно собственной внешностью. Подростка с заниженной самооценкой и отсутствием поддержки мысль «Я толстая» может подтолкнуть к роковому шагу.

Травля в школе, во дворе, в ближайшем окружении. Если есть хоть малейший признак того, что вашего ребенка травят – не ждите, принимайте меры. Даже без мыслей о суициде это серьезное испытание для психики.

Сложные отношения в семье. Чем более неблагополучна семейная ситуация, тем больше шансов, что подросток уйдет – на улицу, в криминальную структуру, в субкультуру, в суицид. Решая свои проблемы, взрослые, увы, слишком часто забывают о детях.

Проблемы из-за антисоциального поведения. Страх перед законом, перед позором в ближайшем окружении, наказанием за проступок, совершенный «по глупости», может оказаться слишком тяжелым.

Школьные сложности, особенно перед ОГЭ и ЕГЭ. Одна из частых причин – страх перед экзаменами и невозможностью поступления в нужный вуз, особенно если он постоянно поддерживается взрослыми. Но ребенок может решиться на самоубийство даже из-за случайной двойки, если наказания за них в семье слишком суровы.

Что должно насторожить

Интерес к смерти. Разговоры и шутки о самоубийстве, стихи и письма о смерти, просмотр роликов и фильмов. Интерес к способам это сделать. Указание статуса в соцсетях в духе «готовлюсь к смерти».

Приведение дел «в порядок», раздаривание своих вещей друзьям, знакомым, «прощальные» разговоры – признак явный и тревожный. Даже случайная обмолвка может стать сигналом к готовящемуся суициду. 

Подавленность, перепады настроения, резкое повышение тревожности. Частые смены эмоций характерны для подростков, но постоянная подавленность без малейших признаков радости или спокойствия – сигнал тревоги. То же относится к раздражительности, агрессии, внезапным приступам гнева из-за мелочей.

Рискованное поведение, занятие экстремальными видами спорта. Такие увлечения – не обязательно сигнал о суицидальных намерениях, но в сочетании с другими признаками – вполне. Употребление наркотиков и алкоголя в комментариях, думаю, не нуждаются.

Частые недомогания – головные боли и боли в животе, хроническая усталость, повышенная сонливость или, наоборот, бессонница. Изменения аппетита – потеря его или, напротив, приступы переедания.

Замкнутость, «уход в себя», отказ от привычных любимых занятий говорят не обязательно о суицидальных намерениях, а и о депрессии, но в любом случае должны насторожить. Пренебрежительное отношение к своему внешнем виду, особенно если раньше ребенок был «щеголем».

Снижение работоспособности, учебной успеваемости без видимых причин. Нарушения памяти, концентрации внимания, невозможность сосредоточиться даже на самых простых вещах и делах.

Пессимистические мысли, разговоры о том, что «жизнь лишена смысла», самообвинения, замечания в духе «всем будет лучше без меня».

Изоляция, отказ от прежних контактов (особенно если обычно ребенок общительный и любит общество). Побыть какое-то время наедине с собой необходимо любому подростку, но в норме оно не постоянное, длится не так долго. Одиночество – не лучший друг терпящих бедствие.

Отказ от планов на будущее или полное их отсутствие. Если человеку есть ради чего жить, если у него есть цель и планы на будущее, ему легче справляться с трудностями и реже возникает ощущение бессмысленности своего существования.

Что делать?

Помочь подростку в таком состоянии могут не только взрослые. Там, где родители оказываются бессильны, справляется друг, или хороший знакомый, или даже друг по переписке, о котором не подозревает никто, кроме самого ребенка. Чем больше окажется рядом неравнодушных людей, тем лучше.

Говорите с детьми! Чем больше, тем лучше, и не только о школьных делах! Рассказывайте о себе в 13, 14, 15 лет – как жили, что любили, чего боялись и на что надеялись. Говорите о планах (не только о том, какой вуз выбрать, но и о том, чего ребенок сам хочет в жизни). О друзьях, проблемах и врагах, о посторонних людях, ситуации в стране, книгах и фильмах, музыке и спорте… Делитесь услышанным вами за день или прочитанным в сети. Подростки живут в том же мире, что и вы, они – рядом с вами, и школа у них – далеко не единственная сфера интересов.  

Интересуйтесь их жизнью. Говорите с ними о них самих – о том, что им нравится или не нравится и почему, о том, чем они живут и болеют, что их радует или возмущает. Чем больше вы знаете о своих детях и их жизни, тем больше шансов, что вовремя заметите неладное.

Любите детей и показывайте им свою любовь. Часто родители считают это само собой разумеющимся – «нет, не говорю, что люблю, он же и сам это знает». Не знает. Или знает, но сомневается. Или боится, что разлюбите, если он что-то натворит. Обнимайте, целуйте, если разрешает, принимайте даже грязным и с двойками. Три простых слова «Я тебя люблю» в критический момент могут удержать на краю.

«Ты справишься». Вселяйте в подростка уверенность в себе. Ты сильный, ты сможешь, у тебя есть все шансы решить эту проблему, а если надо – я поддержу. Подростки не верят в себя – помогите им в этом. Говорите с ними не только о их недостатках, но и о сильных сторонах, достоинствах, ценности. Постепенно к ребенку придет осознание того, что у него хватит сил и умений для решения самых сложных проблем.

«Я рядом». В случае конфликтов (со школой, сверстниками, взрослыми, кем угодно) будьте на стороне ребенка. Кто поможет, если не вы? Вы заодно, а не против. Понимание того, что есть прочный тыл, поможет в трудную минуту удержаться от непоправимого.

Учите способам разрешения сложных ситуаций. У проблем есть не один, а несколько путей решения. Подростки часто не видят их, но мы – взрослые, у нас больше опыта и знаний. Да, наши дети не всегда хотят нас слышать, они предпочитают набивать свои шишки, и это правильно. Но если их сил не хватает, они ищут помощи – и, возможно, наши способы им тоже помогут.

«Понять – значит, услышать». Да, мы слушаем своего ребенка – но всегда ли слышим то, что он хочет нам сказать? Или только то, что хотим услышать? Когда сын или дочь были маленькими, могли ведь мы понимать их лепет, переводили с детского на русский и понимали то, что они пытаются до нас донести. Язык подростков другой – но уж точно не сложнее.

Помогайте ребенку понимать, что с ним происходит. В идеале, обучать эмоциональной грамотности нужно с раннего возраста. «Я вижу, что ты злишься… растерян… обижен… раздражен» – так ребенок выясняет, как называется то, что с ним происходит. Потом он понимает это сам, не дожидаясь слов, затем учится называть свое состояние, сообщать о нем. Подросткам часто сложно разобраться в сумятице обуревающих их чувств и тем более выразить их адекватным и безопасным способом. Мы в силах помочь им это сделать.

Безопасность в интернете. Соцсети – огромная часть жизни наших детей, техника безопасности и контроль в них важен и нужен. Учитесь сами и рассказывайте детям о безопасном поведении в Сети, об уловках мошенников. Не стоит запрещать пользоваться гаджетами – так можно лишь спровоцировать обман и утаивание. Постарайтесь показать им действительно полезные возможности интернета. Чем больше интересного они найдут, чем более наполненной и позитивной будет их жизнь, тем больше шансов, что в критической ситуации они смогут удержаться от роковых ошибок.

Принимайте меры при наличии даже малейших подозрений – лучше, как говорится, перебдеть. Привлекайте к оказанию поддержки знакомых, родных, друзей – тех, кто значим для вашего ребенка, кто является для него авторитетом, кому ваше чадо доверяет. Предложите сходить к психологу. Обратитесь к психологу сами. Родителям нередко сложно справиться в одиночку, особенно если в их жизни хватает проблем, помимо детских. Просить о помощи – не стыдно. Возможно, что в основе суицидального намерения лежат трудности, на которые не хватит ваших сил: сложности с законом, алкоголем или наркотиками, травля. Пытаясь самостоятельно помочь ребенку, вы можете упустить время.

Чего делать нельзя

Читать нотации, ругать, стыдить. Подросток ждет от вас помощи, а не ударов.

Обесценивать, смеяться над подростком и его проблемами. Для вас это, может, и пустяки, а для него – трагедия. Высказывания «Разве это проблемы?», «дурью маешься», «не вздумай больше об этом говорить!», «нельзя так делать!» не поддержат ребенка, а сделают лишь хуже.

Делать вид, что ничего не происходит. В таких ситуациях промедление – страшный враг.

Предлагать неоправданные утешения. «Все будет хорошо» вызывает в ответ протест или злость. Человек в безвыходной ситуации слышит в этом насмешку, потому что убежден: хорошо – не будет.

Никакая «группа смерти» не доведет вашего ребенка до края крыши, если он будет знать, что здесь его любят, ценят и принимают; если почувствует себя нужным, важным и уникальным. Если научится разным способам решения проблем и сумеет применить их в зависимости от ситуации. Если сможет не только смутно чувствовать, но осознавать свои эмоции – а для этого узнает, какие они бывают и почему. Если у него будет сформировано разрешение на чувства (в том числе и на негативные – гнев, страх, раздражение или обиду) и понимание, как с ними можно справляться и в каких случаях. Человек не может всю жизнь ходить с радостной улыбкой и отличным настроением; перепады бывают у всех, а подростки, с их неустойчивой эмоциональной сферой, особенно уязвимы. Но если вашему ребенку найдется к кому обратиться в тяжелую минуту за помощью, и это совершенно точно  будут не «группы смерти» в интернете, а реальные адекватные люди – родители, друзья, учителя (настоящие, те, кому доверяет) или еще кто-то – он никогда не сделает этого последнего рокового шага.

Exit mobile version