Я свяжу себе весну… В Магнитогорской картинной галерее отрылась новая выставка

Яркая, сочная, красочная выставка двух талантливых мастериц – Светланы Рябиновой из Магнитогорска и Оксаны Жмаевой из Екатеринбурга открылась в Магнитогорской картинной галерее.

Авторы очень разные, но их сближает любовь к текстилю, необычным формам и постоянному новаторству, а название экспозиции «Линия, пятно, фактура» напоминает, что эти элементы характерны не только для живописи, но и в декоративно-прикладном творчестве.

Изначально выставка была запланирована на 2020 год, пишет сайт “МР-инфо”. Но пандемия с одной стороны  внесла свои коррективы в планы, а с другой – дала больше времени для творчества, освоения новых техник и воплощения новых идей и позволила авторам создать, а нам – насладиться новыми работами.

– Светлану Валентиновну у нас уже знают магнитогорцы, ее работы достаточно часто выставляются в картинной галерее, – напомнила, поздравляя с открытием выставки, директор картинной галереи Юлия Кривошапко. –  Оксана Жмаева у нас выставлялась уже в 2018 году, и ее персональная выставка была открытием для Магнитогорска.

Я свяжу себе весну… В Магнитогорской картинной галерее отрылась новая выставка

Именно тогда и познакомились две влюбленные в текстиль мастерицы и сразу же почувствовали друг в друге родственные души.

– Я увидела, что мы с Оксаной на одной волне, – вспоминает магнитогорская художница. – А во-вторых, у нас образование одно – знаменитый наш художественно-графический факультет. Да, мы живем в разных городах, но сейчас это – не проблема. Мы общаемся, мы постоянно на связи. Я многому учусь у нее, это такой взаимообмен. У Оксаны очень много найденных ходов, авторских моментов, которые она мастерски реализует, она очень тонко чувствует материал.

Светлана Рябинова – член Союза художников России, доцент кафедры архитектуры и изобразительного искусства ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», кандидат педагогических наук, активный участник международных, всероссийских, региональных и городских выставок.

Светлана Валентиновна работает в области художественного текстиля более 25 лет, она – автор оригинальной техники выжигания по ткани, также занимается лоскутным шитьем и японской техникой кинусайга – инкрустации тканью поверхностей. Художница постоянно экспериментирует, вот и сейчас, преобразовав кинусайга, вышла к объемным композициям – и к этому ее тоже вдохновила соавтор выставки. Сказочных, почти палехских, лошадок магнитогорцы видели на осенней городской выставке, а за зиму к ним прибавился красавец-павлин и стайка перелетных птиц, где сочетаются и аппликация, и мозаика, и вышивка.

Во многих своих работах Светлана Рябинова близка к фольклорной тематике – к тому само подводит лоскутное шитье, но народные традиции она всегда переосмысливает, преобразует на свой лад, используя новые формы или неожиданные техники. Вот вполне традиционное панно в лоскутной технике конца 1990-х годов «Берегиня», а вот триптих «Грифон», «Птицы» и «Цветы души»  – казалось бы, традиционная вязь славянских орнаментов, но они искусно и кропотливо вырезаны из  толстого алого фетра. А вот потрясающая работа – «Солнце Аркаима», где сплетаются степные травы, птицы, древний монумент, бескрайние просторы и извечное небо над всем этим.

Уникальны работы в технике выжигания тканей – лоскуты так гармонично подобраны и скомпонованы, что лишь подойдя вплотную к, казалось бы, живописному полотну, понимаешь, что это – не мазки краски, а ткань. Своим творчеством преподаватель вдохновляет и студентов, постоянно побуждая к экспериментам.

Оксана Жмаева – художник-дизайнер, участница и лауреат выставок экспериментального и декоративно-прикладного искусства в Екатеринбурге, Магнитогорске и других городах Урала, а также в Санкт-Петербурге. Текстильные арт-объекты Оксаны Жмаевой, выполнены в авторской технике «обматывание» – синтез домотканых ковриков и гобелена, который неожиданно  переходит из плоскости в объем благодаря тому, что в основе элементов лежит проволочный каркас. А удивительная чуткость автора к цвету и форме позволяют с графической четкостью передавать задуманный образ – будь то предмет или явление.

– В 2018 году, когда ее персональная выставка экспонировалась в МКГ, мы удивились, что вообще так можно. Оксана давала мастер-класс, и это действительно очень сложная техника, руки просто в  кровь стираются. Мы были поражены ее трудолюбием.  Плюс ее художественное образование дает о себе знать: она строит композиции, сюжеты. Хотя, если у Светланы Валентиновны больше сюжетная направленность, у Оксаны Борисовны – декор, – говорит куратор выставки, научный сотрудник ВПО Ирина Терещенко. – Готовясь к выставке, они старались друг под друга попасть – и в цвете, и в форме.

Сама Оксана Жмаева не смогла присутствовать на мероприятии, однако прислала видеообращение с благодарностью к Магнитогорской картинной галерее и всем собравшимся на открытие экспозиции:

 –  Мне кажется, выставка получилась яркой, эмоциональной, по-весеннему теплой, – отметила она.

–  Я думаю, у нас такой весенний коктейль получился – как в шейкере перемешали два сока, –  добавляет Светлана Рябинина. –  За счет экспозиции, активно смешанной, появилось нечто.

Действительно, смешивать этот коктейль было непросто, признается куратор выставки. Необходимо было «подружить» работы по цвету, объему, и это удалось – авторы дополняют друг друга, словно беседуя красками и линиями. В достаточно плотной и «многословной» экспозиции работы Оксаны Жмаевой с ее чистыми, спектральными цветами дают яркость и неисчерпаемую радость бытия, а картины Светланы Рябининой – вдумчивость, переосмысление явлений нашего многообразного мира.

–   К некоторому нашему стыду, мы не всегда всерьез воспринимаем нашу замечательную секцию  ДПИ. Это  такая инерция мышления – гораздо больше внимания уделяется искусству живописи, графики, а к ДПИ отношение больше прикладное, – констатировал председатель магнитогорского отделения Союза художников России Эдуард Медер. – На самом же деле, мы забываем, что форма декоративная – глубокая, богатая, до конца еще не объясненная, и в произведениях ДПИ всегда присутствует огромная глубина смыслов и богатейший визуальный язык, который не ограничивается рамками какой-то одной техники, при всем ее богатстве, и благодаря этой глубине и богатству языков ДПИ, в произведении могут быть заложены даже более глубокие смыслы. Я считаю, что мы должны быть к ним более внимательны,

Для картинной галереи открытие этой выставки стало двойным праздником – наконец, впервые за целый пандемийный год, появилась возможность сделать это массово и красочно.

– Сегодня для нас торжественный день. Я думаю, в дальнейшем мы будем двигаться по нарастающей, открывать новые выставки, и ограничений будет все меньше и меньше, и это радует, – завершила  директор картинной галереи Юлия Кривошапко.

Получить настоящий весенний витаминный коктейль красок и позитива смогут все магнитогорцы, – нужно лишь прийти в Магнитогорскую картинную галерею. Выставка будет работать до 3 апреля.

Exit mobile version