Мерси, Баку!

Мы вспоминаем, как это было, с ностальгией

 
18 октября – День независимости Азербайджана. В этот день в 1991 году Верховным советом республики был принят конституционный акт о независимости. В соответствии с документом Азербайджан становился преемником существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской демократической республики.
Когда-то мы были одной великой страной, но в начале 1990-х годов все изменилось. 15 братских республик стали самостоятельными государствами. Двадцать с лишним лет каждая из них идет своим путем, но с ностальгией мы вспоминаем, как это было. 
Полад Магеррамов родился в Азербайджане, а сегодня он – житель Магнитогорска, заместитель председателя азербайджанской диаспоры в нашем городе, гражданин Российской Федерации. Для Полада, хотя и живет он в России давно, дорогой сердцу Азербайджан по-прежнему остается родным и близким. Тем более что там у Магеррамова осталась многочисленная родня, к которой он ежегодно с удовольствием ездит в гости. 
– Полад, когда вы узнали, что Союз распался, какова была первая реакция?
– В тот момент я жил и работал в Санкт-Петербурге. О распаде СССР мне рассказал депутат городского совета. Мы долго не могли в это поверить, даже после официального объявления. Никто никогда не думал, что Союз распадется, даже мыслей подобных не допускалось. Эмоций, конечно, было много. Поскольку я имел постоянную прописку в Петербурге, то автоматически стал гражданином России. И, конечно, не жалел, так как жить в этом прекрасном городе, центре истории, культуры, с интеллигентными, образованными жителями, мечтал с детства. Поэтому в свое время и поехал учиться в Ленинградский электротехнический институт имени В. И. Ульянова (Ленина). Там, кстати, познакомился со своей будущей женой. Она родом из Магнитогорска. Это обстоятельство потом меня и привело в Магнитку.
– Что вы помните о той, советской жизни в Азербайджане?
– Мы жили в деревне близ небольшого городка. Свой дом, свое хозяйство, отец работал врачом, мама не работала, занималась нами, восемью детьми. Был, как и все дети того времени, октябренком, пионером, комсомольцем, правда, летом в пионерские лагеря не ездил, дома читал много книг. У отца был «Москвич-408», и мы на нем ездили в выходные по магазинам в центр города. Учился я отлично, очень любил русскую литературу, хорошо помню учительницу русского языка Зою Захаровну. Мне очень хотелось глубже изучать русскую культуру. Азербайджанская деревня советского времени, конечно, сильно отличается от сегодняшней. Тогда были колхозы, все работали там, жили примерно одинаково. Летом выращивали хлопок, зимой каждый занимался своим хозяйством. Нас, школьников, в начале и в конце учебного года отправляли в поля. Осенью мы собирали хлопок, весной пропалывали. Мне не нравилось это ужасно, я учиться хотел, а не в поле работать. Сейчас в Азербайджане нет колхозов. У каждого своя земля, на которой он выращивает то, что ему выгодно, и продает. Хлопок мало кто выращивает, в одиночку его очень трудно обрабатывать. Но сегодня деревня живет хуже, чем в советскую эпоху. 
– Как вы попали в Санкт-Петербург?
– С седьмого класса я начал целенаправленно готовиться к поступлению в ленинградский институт. Как-то прочитал роман Мирзы Ибрагимова «Парвана», где рассказывалось о мальчике из дворянской семьи, который в дореволюционное время переехал после смерти отца жить в Санкт-Петербург. Автор с такой любовью, так красиво описывал этот город, что я невольно влюбился в Ленинград, о другом месте на земле и не мечтал. В то время мы не задумывались о том, что это не наша страна. Это была одна страна, одна история. 
– А как сейчас воспринимают нашу общую историю в Азербайджане?
– После распада СССР выросло уже целое поколение. У современных азербайджанцев совсем другая жизнь, нежели была у нас, другие образование и менталитет. Как, в общем-то, и везде. Но у тех, кто учился в РСФСР или вернулся на родину после распада Союза, осталась ностальгия по России. В Азербайджане по-прежнему любят нашу страну, по-прежнему многие говорят на русском. До сих пор в Баку есть русские школы, в обычных школах обязательно каждый год набирают по два русских класса. И одним из приоритетов внешней политики Азербайджана было и остается развитие взаимовыгодного сотрудничества в первую очередь с Россией. Вообще, немного отвлекаясь от темы, скажу: мне по роду моей работы много довелось ездить по миру, жить за границей. И я видел, что Россию любит весь арабский мир. 
– Как за эти годы изменился Азербайджан?
– Конечно, он стал совсем другой страной. С получением суверенитета верная нефтяная стратегия, которая была претворена в жизнь «Контрактом века», подписанным президентом Азербайджана уважаемым Гейдаром Алиевым и 13-ю компаниями из восьми стран мира, составила концепцию экономического развития страны. Правильное управление нефтегазовыми ресурсами дало толчок росту частного сектора, не сырьевых отраслей экономики, начался подъем промышленного производства, появилась частная собственность. Азербайджан стал развиваться как современная, интегрированная в мировое сообщество страна. Политику Гейдара Алиева сегодня продолжает его сын, нынешний президент Азербайджана уважаемый Ильхам Алиев. Изменения особенно ярко видны на примере Баку. И раньше столица была красивым и развитым городом, но сегодня Баку вырос и изменился до неузнаваемости. Старинные дома в сочетании с современными зданиями, залитые ночью огнями, красивые улицы и скверы, в центре – брендовые магазины. Нам в детстве о таком даже не мечталось! Цены, конечно, изменились. Баку превращается в огромный современный богатый мегаполис. Но при этом он остался для нас, жителей СССР, теплым и близким. И не только Баку, а весь Азербайджан. Здесь сохранили не только русский язык и русские классы в школах, но и городские названия – улица Юрия Гагарина, парк и проспект им. А. С. Пушкина, улица Лермонтова. Ко всему русскому осталось такое же уважение, такое же толерантное отношение, как в советское время. Правда, от советского наследия не сохранилось, естественно, пропагандисткой литературы, памятников Ленину или Сталину, но в азербайджанских школах с русским сектором до сих пор изучается творчество великих русских классиков. В Азербайджане нет нигилизма, отрицания своей истории. Да, сегодня Азербайджан и Россия – две разные страны. Но эти два государства связывает очень многое и будет связывать еще долго. Мне, гражданину России, рожденному в Азербайджане, это очень приятно. 
 
Exit mobile version