«Хит» из малахита

В театре оперы и балета – большая премьера
 
Проекты, получившие жизнь благодаря средствам гранта главы города «Вдохновение», радуют магнитогорцев не один год. 
Недавно свету был явлен третий из них – опера-сказ «Малахитовая шкатулка», премьера которой идет в эти дни в театре оперы и балета. Накануне сдачи «новорожденного» спектакля участники постановочной группы, артисты, а также автор оперы композитор Дмитрий Батин, приехавший накануне в наш город, дали пресс-конференцию для СМИ.
Как рассказал на встрече с журналистами начальник управления культуры Магнитогорска Александр Логинов, судьба предыдущих «детищ «Вдохновения» сложилась прекрасно: в рамках музыкально-художественного проекта «Променады в Магнитке» продолжается организация интереснейших мероприятий, спектакль театра «Буратино» «Новые приключения Буратино» попал в число кандидатов на конкурс «Золотая маска». Это дает право надеяться, что и судьба «Малахитовой шкатулки» будет не менее счастливой…
Магнитогорск стал вторым городом, где поставили оперу-сказ Дмитрия Батина. Пермский композитор признался, что в его городе практически каждый спектакль проходит с аншлагом. 
– Из книжных магазинов исчезли сказы Бажова, началась «камнемания» – стали активно раскупать изделия из малахита, – рассказывает Дмитрий Батин. Композитор очень тепло отозвался о постановочной группе нашего спектакля и предрек ему не менее громкий успех. Тем более что некоторая часть оперы «Малахитовая шкатулка» была написана именно в Магнитогорске, когда Дмитрий Батин три года назад приезжал к нам на собственный авторский концерт, организованный Магнитогорской консерваторией.
Свою оперу Дмитрий Батин создал в традиционной академической манере, но с применением современных приемов композиции, он старался стилизовать ее под лубок, а также сделать оперу ближе и понятнее детям, наполнив ее песнями, хороводами, частушками и даже включив в нее анахронизм – танец галоп, который исполняют на балу у императрицы. На самом деле галоп во времена, описанные в произведении, не танцевали.
По мнению Дмитрия Анатольевича, постановка в Магнитогорске получилась гармоничной, целостной, она содержит массу находок режиссера-постановщика из московской «Новой оперы» Ивана Фадеева, которые помогают полнее раскрыть авторский замысел. Например, Фадеев, профессиональный балетмейстер, удачно решил сцену на балу, насытил постановку массой выразительных пластических элементов. 
Отдельно композитор отметил оригинальные декорации и костюмы, созданные для магнитогорской постановки Еленой Соловьевой – главным художником Самарского академического театра оперы и художником Пермского академического театра оперы и балета. Как сказала Елена Васильевна, идея о цветовом решении спектакля родилась у нее во время поездки по родному ей Уралу, после созерцания известняковых скал, покрытых зеленью. Именно Уральские горы предстали взорам зрителей во время спектакля, а после смены декораций все очутились на балу императрицы в малахитовом зале.
Композитор Дмитрий Батин был также «тронут качеством солистов» магнитогорской оперы. А сами солисты и дирижер-постановщик спектакля Эдуард Нам признались, что работать над постановкой было очень комфортно, никаких споров и противоречий не возникало – материал оказался «удобным» для исполнения. Тем более сам композитор пожаловал в Магнитогорск и консультировал музыкантов.
– Музыка Батина имеет одну особенность, – пошутил директор театра Илья Кожевников. – Вроде бы в опере нет явных хитов, но чем больше ее слушаешь, тем труднее от нее «избавиться». 
Поэтому накануне премьеры все в оперном театре, даже работники закулисья, постоянно напевали мелодии из «Малахитовой шкатулки».
Главный же хормейстер театра Татьяна Пожидаева призвала магнитогорцев воспитывать детей на хорошей музыке и обязательно привести их на оперу-сказ «Малахитовая шкатулка». Спектакль предназначен для зрителей от шести лет, он также интересен взрослым и прекрасно подходит для семейного просмотра.
– Мне не интересно писать только для детей или только для взрослых, – говорит Дмитрий Батин, – потому что взрослым порой неинтересно смотреть детский спектакль, а детям – чисто взрослый… В том-то и заключается специфика сказов Бажова, что в них зритель любого возраста найдет что-то свое. Дети видят в них сказки, взрослые – социальный пласт, особенности языка. Опера «Малахитовая шкатулка» основана на двух первых сказах писателя – «Хозяйка Медной горы» и «Малахитовая шкатулка». Не исключено, что когда-нибудь эта оперная история получит продолжение. 
 
Exit mobile version