Как подать заявление в полицию, обжаловать действия
сотрудников службы?
На все интересующие вопросы отвечает начальник отделения
информационного обеспечения штаба УМВД России по Магнитогорску, майор
внутренней службы Светлана Хрусталева.
– Светлана Юрьевна, нередко
жители нашего города задают вопрос: при обращении к полицейским необходимо
письменное заявление или достаточно устной беседы?
– Первого марта 2012 года МВД РФ был принят Приказ №140,
который гласит: сообщения о преступлениях, происшествиях, об административных
правонарушениях вне зависимости от места и времени их совершения, полноты
сообщаемых сведений и формы предоставления информации обязаны принять
должностные лица всех подразделений органов внутренних дел. В соответствии с
тем же приказом сотрудники магнитогорского гарнизона полиции не вправе отказывать гражданам в приеме
заявлений либо сообщений о преступлениях и нарушениях. Даже если, на взгляд
сотрудника, нарушение произошло не на подведомственной ему территории или
отсутствует состав правонарушения – заявление должно быть принято к
рассмотрению. Для значительного ускорения реагирования сотрудников полиции и
принятия ими процессуальных решений заявления и сообщения лучше подавать в
дежурную часть отдела полиции, наиболее приближенного к месту совершения
противоправных действий. Но горожане должны помнить и о том, что они несут
ответственность за предоставляемые сведения.
– Существует ли
порядок приема и регистрации заявлений от граждан?
– Прием, регистрация заявлений и сообщений осуществляются
любым уполномоченным сотрудником органа внутренних дел. Заявления принимаются
круглосуточно. При регистрации соблюдается определенный алгоритм действий. Так,
заявителю в обязательном порядке выдается талон-уведомление, в котором
указываются сведения о лице, принявшем заявление, регистрационный номер по
КУСП, наименование органа внутренних дел, адрес, служебный телефон, дата
приема, а также подпись, инициалы дежурного.
– Очень часто
возникает вопрос: кто имеет право обратиться в полицию?
– Подать сообщения о происшествиях и иную информацию о
правонарушениях иностранные граждане и лица без гражданства имеют право наравне
с гражданами нашей страны. Более того, заявитель имеет право написать заявление
на языке, которым он владеет.
-Бывает так, что
времени на общение с полицейскими нет, но при этом гражданину известна
информация о фигуранте правонарушения или преступления. Есть ли альтернативный
способ доведения информации до следственных органов, кроме личного приема?
-Уже в течение нескольких лет в системе правоохранительных
органов действует схема обращений в электронном виде. На Едином портале
государственных услуг по адресу: www.gosuslugi.ru возможна подача сообщений в
электронном виде. Так что, минуя личные встречи с полицейскими, можно проявить
активную гражданскую позицию в решении вопросов охраны правопорядка, заявить о
нарушении своих прав. А также пожаловаться на неправомерные действия
сотрудников полиции.
– Светлана Юрьевна,
каждого ли заявителя интересует конечный результат принятого решения по
поданному заявлению?
– Решение по конкретному делу принимается в соответствии с
его процессуальной оценкой. Конечным результатом может быть возбуждение
уголовного дела или дела об административном правонарушении, либо отказ.
Заявление может быть передано по подследственности или подсудности, может быть
приобщено к материалам ранее зарегистрированного сообщения.
– Если заявителя не
устраивает вынесенное решение, существует ли возможность обжалования действий
сотрудников Управления МВД России по Магнитогорску?
– Право обжаловать действия сотрудников, связанных с
приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях, происшествиях,
можно реализовать, обратившись к начальнику Управления МВД России по городу
Магнитогорску, в прокуратуру или суд.