До сих пор в домах сёл под Магнитогорском восстанавливают водоснабжение.
Из-за непогоды, обрушившейся 23 числа на регион, жители многих сёл Агаповского района оказались без необходимых для жизни тепла и воды, буквально в полевых условиях. Как справлялись и помогали друг другу сельчане, пока власти и коммунальные службы ликвидировали последствия стихии? Представим вам один из эпизодов этой истории в селе Первомайский.
Зинаида Прокофьевна, 78-летняя пенсионерка, живёт в двухэтажном многоквартирном доме.
«23 числа в 7 часов вечера отключились свет, тепло и вода, – рассказала корреспонденту “МР-инфо” собеседница. Впрочем, примерно то же самое сказали бы нам и другие жители села. – Вот такой подарок преподнёс нам мужской праздник».
Мы созвонились с ней в пятницу, и воды в её квартире на тот момент пока не было, как и отопления. Хотя бы свет дали в четверг. Голос у Зинаиды Прокофьевны, кстати, звучал бодро – она шла в магазин за ведёрком, чтобы было, где топить снег.
«Сходила в котельную рядышком, набрать воды хоть для унитаза. Вот так мы и живём. В частных домах есть уже вода, а в двухэтажках – [продолжается] вот это всё бедствие. У нас всё замёрзло: в подъездах, в колодцах. Тепла пока нет – я же в котельную ходила за водой, рядышком живу».
Притом, что в квартире воды нет – затопило подъезд, потому что прорвало трубу.
«В подъезде вода, мы ходим по этому льду, боимся поскользнуться и упасть. Дверь примёрзла, еле её открыла», – пояснила Зинаида Прокофьевна.
«Как спасаетесь от морозов?» – задала я весьма и весьма важный вопрос.
«Батарейки включаем, газ “жгём”. Как можем выживаем, – вполне бодро, не теряя духа, ответила жительница села. – Из дома уходим – всё выключаем. На себя надеваем всё, что можно – все носки, штаны, футболки, все шали на себе и под собой, на кровати. Ночью спим под верблюжьим одеяльцем. А электробатарею на ночь выключаю, я боюсь – в Агаповке больной человек из-за неё сгорел, вот только прочитала в газете… У людей дети грудного возраста, вот это жалко. Мы-то старые, привычные, как-нибудь перетерпим».
Такая картина стала типичной для многих сёл. Впрочем, мир не без добрых людей. Кто может – помогает другим. Артём Гибнер, житель села Гумбейский, ездит по посёлкам отогревать трубы тем, кто в этом нуждается. Он списывается с жителями в социальных сетях и едет на помощь, в соседние поселения Агаповского района. Иногда дорога в одну сторону занимает час. На решение проблемы уходит от полутора до 7-8 часов. И делать это приходится после работы – то есть, в основном, по ночам.
«Из-за таких вот погодных условий передуло водонапорные башни, люди остались без воды, – рассказал Артём. – Мы пришли на помощь – я и товарищ мой. Я изначально занимаюсь разогревом автомобилей, у меня есть специальное разогревающее оборудование. И мы немножко переквалифицировались. Звонки не прекращаются, не перестаём ездить. Вот сейчас приехали в Субутак отогревать трубу женщине, у которой нет воды уже давно. Наша задача заключается в том, что мы приезжаем, смотрим, где перемёрзло. Если вода заходит в дом, мы находим перемёрзший участок пластиковой трубы и начинаем его всячески отогревать. Или это фен, или это пушка дизельная, ну и другое оборудование разного рода».
Однако нередко оказывалось, что воды нет не потому, что перемёрз участок трубы, а потому, что перемёрзла трасса. И тогда своими силами справиться не удаётся.
«Случаев, когда перемерзала именно трасса, очень много, – отметил “спасатель”. – В том же самом Субутаке у людей перемёрзшая трасса. Водонапорная башня перемёрзла, в центральной трассе нет давления воды, вода застаивается в трубах, и от того, что дует ветер холодный, фундамент – а вода в частном доме идёт как правило вдоль фундамента – перемерзает. Потому что нет давления воды с водонапорной башни».
Людям, конечно, мягко говоря, приходится нелегко без воды.
«И снег топят, и ездят по магазинам, скупая всю воду, которая есть, – пояснил Артём Гибнер. – Приезжаешь – у людей горы посуды. Люди ходят по соседям, пока дома нет тепла».
Добавим, что дали отопление в квартиру Зинаиды Прокофьевны в ночь на воскресение. И ещё кое-какие дома, судя по сообщениям ВКонтакте, пока ожидают, когда все последствия бурана окончательно ликвидируют:
«В Первомайке с 23 сидим без воды. На обращения один ответ “работаем”. Как выживать? 21 век, снег топим».