Полковник «с проколом»

К 90-летию со дня рождения магнитогорского писателя-краеведа Владимира Баканова
 
И на службе, и вне ее этот человек являлся примером честности, доброты и справедливости.
Хорошо ли мы знаем тех, кого хорошо знаем? К примеру, о деятельности и творческих достижениях одного из ведущих литераторов и исследователей нашего края, посвятившего свои труды изучению истории Оренбургского казачьего войска и Магнитогорска, местная пресса рассказывала не раз. Однако отнюдь не каждому известно, что автор семи книг и более сотни публикаций в научных сборниках и периодической печати почти сорок лет носил погоны…
Владимир Баканов родился в семье военного. После окончания Оренбургского танкового училища, в которое по призыву в армию был направлен в 1942 году, получил звание лейтенанта. Во время войны с фашистскими захватчиками сражался на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах, был дважды ранен. В феврале 1945 года после госпиталя переехал в Магнитогорск. Позже, в начале пятидесятых, работал начальником штаба противовоздушной обороны Правобережного и Сталинского районов Магнитогорска, затем старшим офицером городского штаба по боевой подготовке. Важной жизненной вехой стало участие в военно-исторической экспедиции, организованной Уральским военным округом и Челябинским педагогическим институтом в 1957 году. Группа следопытов прошла по маршруту похода южноуральских партизан в 1918 году под командованием Блюхера и братьев Кашириных. По результатам экспедиции была выпущена книга «Пройденный путь», где есть и труды Владимира Баканова. А после демобилизации в 1960 году будущий эксперт краеведения возглавил местное подразделение госавтоинспекции.
Об этом периоде жизни писателя-историка Владимира Баканова в опубликованной биографии всего пара строчек. А ведь за ними на самом деле более двадцати лет жизни. В чине полковника он вышел в отставку в 1983 году, будучи удостоен звания «Заслуженный работник МВД». А в качестве начальника магнитогорской ГАИ его отлично помнят бывшие сослуживцы. Например, подполковник в отставке Геннадий Алябьев. В ту пору он был младшим лейтенантом ГАИ и в должности инспектора не вылезал из седла мотоцикла, колеся по дорогам Магнитки. С годами «наездил» весьма увесистый багаж опыта, отлично ориентировался в географии «опасных участков», в динамике аварийных ситуаций и специфике профилактических мероприятий. Словом, вполне справлялся с соответствующей аналитикой и на уровне эксперта служил в высшем эшелоне магнитогорского «дивизиона госавтоинспекции». 
– Начальник ГАИ полковник Баканов для меня и моих сослуживцев был образцом безупречного офицера, – вспоминает ветеран. – Он удивительно органично сочетал в себе требовательность по отношению к подчиненным с самым искренним уважением к ним. Наверное, именно поэтому в общении с сослуживцами вне зависимости от возраста, а также количества и величины звездочек на их погонах, он был примером настоящего синтеза коммуникабельности и деликатности. И в то же время образцом скромности.
– Были свойственны полковнику и другие добрые черты характера, – продолжает Геннадий Алябьев. – Например, неравнодушие, профессиональная заинтересованность в большей эффективности работы, улучшении оперативной обстановки на дорогах города. Поэтому он просто не мог быть ретроградом в погонах. Совсем на-
оборот: он приветствовал поиск, радовался новым идеям и нисколько не боялся рисковать, внедряя новые формы. Так, именно в то время начала работать «дружина на колесах». По сути – те же дружинники, только следили они за порядком не на улицах, площадях, в скверах и кварталах, а непосредственно на дорогах с целью предотвращения аварий, профилактики нарушений правил ПДД, как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. В то время это значительно помогало делу. Так же, как и личный пример, который начальник ГАИ подавал подчиненным. Главным в службе инспектора он считал справедливость. 
Доводилось ли полковнику Баканову попадать в так называемые нештатные ситуации? Случалось. Отправляясь на «оперативный объезд», он всегда сам садился за руль служебного уазика. И однажды был такой случай. На одном из аварийно опасных участков уазик полковника Баканова занесло, и он едва не ударился в борт автомобиля, который вынужден был свернуть и затормозить на обочине – ситуация. И инспектор на мотоцикле тут как тут – молодец! Вместе с ним и едва не пострадавшим водителем «жигуленка» провели оперативный «разбор полетов». Этот «экспресс-анализ» привел к совершенно неоспоримому выводу: конкретная опасность возникла исключительно по вине водителя… милицейской машины. «Чаянно» или нечаянно это произошло – уже не суть важно. Были нарушены правила – факт.
В то время на дорогах практиковалась специфическая профилактика. Соблюдая протокольную процедуру, начальник ГАИ Магнитогорска Владимир Баканов вынимает из кармана дырокол и – щелк! В его персональном контрольном талоне появилась предупредительная дырочка. Еще пару таких, и можно прощаться с водительскими правами – чтоб неповадно было. Засим начальник ГАИ извинился перед «едва не пострадавшим» и продолжил путь. 
Город маленький, известие о происшествии разлетелось «от окраины до окраины» со скоростью сплетни, обросло «удачно интерпретированными подробностями» и под названием «Преступление» и самонаказание» заняло первую позицию в местном хит-параде анекдотов про ГАИ. Говорят, что сам Владимир Баканов, услышав этот перл «автолюбительского фольклора», добродушно усмехнулся и произнес: «Истинная правда». Такая вот история приключилась с будущим историком. Удивительным был этот настоящий полковник…
Exit mobile version