В нужное время

В поле зрения – человек с фотокамерой

В Магнитогорской картинной галерее открылась персональная фотовыставка Андрея Полуэктова.
«Магнитка-2014»  – так назвал представленную на вернисаже коллекцию автор. Около полусотни фотографий. На них запечатлено все, что происходило в городе в течение  года – праздники, шествия, спортивные состязания, флешмобы, концерты знаменитостей, всевозможные конкурсы и просто иллюстрации повседневности, «населенные» лицами, хорошо знакомыми и незнакомыми вовсе. 
Получился такой подробный, развернутый фоторепортаж с места события, длившегося  двенадцать месяцев. И вот он размещен в выставочном зале городской «картинки» – прогуляемся? Все работы, представленные на экспозиции, – в цвете (черно-белый «альбом», посвященный событиям двадцатилетней давности, можно было увидеть только на открытии выставки). Вот хорошо известные лица:  врио губернатора Челябинской области Борис Дубровский, приехавший в Магнитогорск, чтобы посмотреть на «продолжение дорожной революции», а рядом (похоже, в роли «экскурсовода») – глава местного депутатского корпуса Александр Морозов. На другом снимке запечатлен председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников, которому передают Кубок Гагарина. Вот просто Леха и Оксана  улыбаются в камеру. Кто они? Леха – «профессиональный» бомж, а Оксана – его спутница. По крайней мере, в кадре. Видно, что вдвоем «путешествуя», они вроде бы  вовсе и не тяготятся превратностями своей судьбы. Оба именно так живут и, похоже,  жизни другой знать не желают. Хотя… Никто у них про то и не спрашивал. Еще кадр: на нем подростки-пацаны, одинаково сложив ладошки козырьком, увлеченно рассматривают происходящее на подиуме фестиваля моды «Половодье».  А это снимок с праздника выпускников «Последний звонок». На первом плане обаятельная девушка, которая показывает в камеру язык с таким чувством, с каковым,  должно быть, показала бы его «вредному» учителю по физике. Другая фотография: на празднике «Сабантуй» два батыра мутузят друг друга мешками с соломой.
В калейдоскопе снимков можно увидеть  гуляния на городской елке, эстафету Олимпийского огня и крещенские купания в проруби, экстремальные заезды на внедорожниках «Первая грязь» и сдачу норм ГТО, мероприятия, приуроченные к 69-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, и Дню города, и Дню металлурга…
Фотографией Андрей Полуэктов увлекся еще в начале восьмидесятых, когда, по его словам, он, как и друзья-сверстники, был «слегка шалопаем». Справедливости ради отметим: «слегка шалопай» успешно окончил технический факультет Магнитогорского педагогического института  и получил диплом учителя труда. Однако по-настоящему «почувствовал фотокамеру», с головой увлекся, вошел в раж, прикипел и ощутил творческий азарт в годы работы фотокорреспондентом в редакции газеты «Магнитогорский рабочий». 
– Мне нравился этот слегка сумасшедший репортерский образ жизни, – вспоминает Андрей Полуэктов. – Меня постоянно опекали мои кураторы и наставники:  фотокор «эмэрки» Юрий Попов и талантливая журналистка Татьяна Крепкогорская, с которой в те времена в жанре репортажа соперничать  могли разве что самые матерые репортеры города – корифеи профессии, настоящие охотники, мастера «новостного спецназа». Я учился у них, подражал им. И каждый рабочий день становился насыщенным, удивительно разнообразным, интересным, многоплановым и стремительным, как видеоклип. То была  очень серьезная школа, которая на практике учила главному в репортерском деле – умению оказаться в нужное время в нужном месте. Как говорили старшие коллеги, ты должен умудриться попасть на пожар за полчаса до его начала.
Были у Андрея Полуэктова за прошедшие годы и периоды, когда он отклонялся от репортерской орбиты:  вел фотокружок во Дворце пионеров, занимался в фотоклубе у Владимира Логачева, «экспериментировал» на свадьбах, именинах, пикниках и прочих увеселительных мероприятиях. И всегда чувствовал: не то, не главное, «не цепляет». И уж совсем не то, чему учил некогда руководитель фотолаборатории МаГУ Владимир Шустиков. Автор нынешней выставки вообще назвал его учителем всех фотографов города, сказав, что «вся фотография – это Владимир Иванович». Сравнительно недавно Андрей Полуэктов вернулся на фоторепортерское поприще и сегодня работает в издании «Наша Магнитка». 
И вот открылась выставка. В представленном материале не видно погони за причудливыми ракурсами, зрелищными спецэффектами и режиссерскими изысками в виде остроумных постановок.  На самом деле перед нами  по сути фотодокументалистика профессионального уровня. И при этом выглядит весьма выразительно, трогательно и глубоко впечатляюще. 
Конечно, могут сказать, что по нынешним временам и техническим возможностям «так всякий сумеет». Особенно когда при деньгах: купи себе навороченный «цифровик», который «сам все делает», выходи на улицу и только успевай на кнопочку давить. День по городу погулял, «отфотошопил» кадры, и – добро пожаловать на мою персональную фотовыставку «Сымаю все подряд». Разумеется, это полный вздор, и ничего приличного из подобной авантюры не выйдет. Из тысячи снимков при подобной подготовке можно выбрать разве что один, да и тот – случайное попадание. Даже самые маститые и титулованные «профи» считают, что по-настоящему удачный снимок – большая редкость. Одного желания ничтожно мало. Необходимо еще и особое зрение, позволяющее увидеть в окружающем мире то, чего не видят другие. Должен быть какой-то внутренний прицел, срабатывающий на уровне безусловного рефлекса. Только тогда фоторепортер-документалист, оказавшись в нужное время и в нужном месте, сумеет сделать очевидцами даже тех, кто и в это время, и в этом месте никогда не был.  И еще это  помогает не только вспомнить прожитый год, но и задуматься над тем, как он был прожит…
Exit mobile version