«Я прожила несколько жизней…»

Своим призванием она считала сцену

31 августа исполняется 100 лет со дня рождения Нины Руковской, актрисы народного театра Дворца культуры металлургов
Читателям «Магнитогорского рабочего» уже знакома семья Руковских-Державиных – по недавно опубликованным воспоминаниям Николая Руковского – участника Первой мировой и Великой Отечественной войн, жившего и работавшего в Магнитогорске («Ужасный век, прекрасные сердца…», «МР» от 1 августа 2014 г.). А имя его дочери Нины Руковской-Державиной раньше довольно часто появлялось на страницах нашей газеты – Нина Николаевна, преподаватель химии по профессии, была актрисой по призванию, с 1947 по 1982 год участвовала в работе народного театра Дворца культуры металлургов. В воспоминаниях, сохранившихся в памятных альбомах, созданных Ниной Николаевной и переданных нам ее дочерью Галиной Державиной, отразились живые подробности театральной судьбы актрисы и культурной жизни Магнитогорска 1940–1960-х годов.
 
Радости и горести
Первые шаги в мир театра Нина Руковская сделала в драматическом кружке Смоленского педагогического института, и уже тогда она получила признание у зрителей. Сцене Нина Николаевна отдавала всю свою душу. 
– Она была хорошим педагогом, преподавала химию в индустриальном техникуме. Но смысл ее жизни все-таки был в театре, – говорит Галина Державина.
Вот что рассказывала Нина Руковская на вечере молодежи в Магнитогорском индустриальном техникуме в 1963 году и в своих более поздних воспоминаниях: «Для меня сцена – это вторая профессия, без участия в самодеятельности я себе не представляю жизни. В школе я играла в детских спектаклях, в скетчах, в ФЗУ полиграфистов три года была участником «Живой газеты». В институте играла в спектаклях «Доходное место» Островского – роль Полины, «Предложение» Чехова – роль Натальи Степановны, «Чудак» Афиногенова – роль Юлии… И уже 35 лет я в театральном коллективе Дворца культуры металлургов. В магнитогорский драматический коллектив пришла во время войны в 1944 году. Я прожила фактически не одну, а несколько жизней, перевоплощаясь в различные женские образы, стараясь думать и мыслить, переживать их чувства, волнения, радости и горести, их различные судьбы. Да и не только любовь к искусству привлекает, ведь, выходя на сцену, оказываешь на зрителя определенное воздействие. Спектакль заставляет вас задуматься над тем, что вы увидели, что вас взволновало, кто был прав, а кто нет… Спектакль учит вас жить. А как сплачивает, как сближает участников театральный коллектив! Ведь мы встречаемся не только на репетициях и спектаклях, мы отмечаем все праздничные даты, дни рождения, свадьбы, ездим за город на пикники…»
 
Счастье творчества
Из воспоминаний Нины Руковской: «…В бывшем госпитале Дворца (в годы Великой Отечественной войны во Дворце культуры металлургов размещался госпиталь), где было расположено глазное отделение, выступали артисты цирка. Собрались все ходячие раненые и свободный медперсонал. В одном из номеров фокусника участвовали голуби. После окончания номера один из голубей никак не хотел залететь в клетку и носился по залу, и вдруг из сотни наблюдавших за ним людей он выбрал мою голову. «Ну, значит, тебе, сестрица, это принесет счастье», – сказал мне один из раненых. И он оказался прав. За двадцать пять лет моей жизни в стенах этого Дворца я пережила радость творческого успеха, как участница Народного театра металлургов.
…Как-то мы играли для школьников пьесу В. Любимовой «Снежок» в театральном зале Парка культуры и отдыха. В этой интересной пьесе рассказывалось о бесправном тяжелом положении негритянских детей и детей бедняков в современной Америке. Это было в 1949 году. В центре событий, развертывающихся в пьесе, – негритянский мальчик Дик по прозвищу Снежок. Образ его вызывал чувство горячей симпатии у наших советских ребят. Зато с каким неподдельным, глубоким возмущением относились юные зрители к другим персонажам пьесы, которые были жестоки и бесчеловечны к Дику и его друзьям! После окончания спектакля нас предупредили, что готовится засада против отрицательных персонажей пьесы. И вот мы, восемнадцать человек, участники спектакля, выждав, когда основная масса зрителей покинет театр, чтобы не создавать возможный конфликт, вышли группой, окружив для защиты тех, кто играл отрицательных персонажей, а вокруг нас бежала толпа ребят, потрясая кулаками.
…Во время спектакля «Белый ангел» негритенок, спасаясь, держит меня под дулом пистолета, я падаю на колени, умоляя его не стрелять, а в первом ряду сидят мои дети, и вдруг слышу отчаянный крик и плач моей младшей дочери (ей было года три), дежурная подходит и выпроваживает детей, они упираются, а я должна хладнокровно доводить сцену до конца».
 
Сценический портрет
31 декабря 1968 года состоялась телепередача «Двадцать лет на сцене. Творческий портрет актрисы», посвященная Нине Руковской, ведущая Лидия Кравченко рассказывала: «Во многих спектаклях сыграла актриса Нина Руковская за свою жизнь. И ни на одном из них она не работала вполсилы. Мы помним ее бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя». В начале спектакля ее героиня – простая, старомодная старушка, немного даже смешная. Но до каких трагических высот поднималась она в последних картинах спектакля! Нине Николаевне удалось передать мужество, бесстрашие ее перед горькой правдой жизни. В этом спектакле есть трагическая сцена. Рушится основа основ жизни бабушки. Нина Николаевна, играя эту сцену, говорила тихо. Но какая мертвая тишина стояла всегда в зале! Была в этой тишине на сцене такая бездна страдания человеческого, что зрительный зал замирал, сопереживая, сострадая героине. А потом взрывался аплодисментами.
Вот ее Ольга Карташова в пьесе Сафронова «Миллион за улыбку». В этой роли обнаружился ее комический дар. Ее Ольга узнает, что любимый муж увлечен другой. Но это не та женщина, которая сдается без боя. И вот эта милая, умная, сердечная женщина начинает разыгрывать своего Карташова – она предстает перед ним в роли своенравной, избалованной жены Бабкина. То есть играет роль в роли, это необыкновенно трудная задача для актера. Но актриса отлично с ней справилась. Потом были спектакли «Без вины виноватые», где Нина Николаевна играла роль Кручининой, водевиль «Факир на час», молодежный спектакль «Девочки и мальчики».
И был ее актерский спектакль «Дневник женщины», где она играла главную роль Елизаветы Никандровны. Чувствуется, что это очень личная роль Нины Николаевны. Героиня во многом ей близка – это ее современница, женщина ее поколения. Это было в 1963 году.
В ноябре 1965 года Народный театр участвует в областном смотре театральных коллективов. Становится победителем конкурса, заняв второе место. Игра Нины Руковской восхитила конкурсную комиссию. О ней говорили, что это актриса, чей талант мог бы украсить любую профессиональную сцену.
Хочется зачитать отрывок из рецензии на спектакль «Чти отца своего», напечатанной в газете «Челябинский рабочий», написанный членом конкурсной комиссии актером Борецким: «О таких женщинах всегда говорят – «она красива». Красива своей свежей девичьей красотой в юности, неотразимо женственна в зрелые годы, красива мудростью и добротой пожилая, не скрывающая морщинок и седины. Такой показывает Софью Ивановну Нина Руковская…».
И так было чаще всего: какую бы роль не играла актриса Нина Руковская – в зрительном зале не оказывалось равнодушных. Ее героини всегда будили жизненно важные мысли, вызывали в зрителях эмоциональный отклик». 
…Такой помнят Нину Николаевну все, кто ее знал.
Exit mobile version