Он давно не живёт в Молдове, но Молдова продолжает жить в его сердце
О далекой родине и своей судьбе нам поведал Андрей Панфилов.
Мир и война
Его зовут Андреем, а на родине звали Андришем. Он родился в Молдавской Советской Социалистической Республике, в городе Дубоссары, был старшим ребенком в дружной многодетной семье, в юности стал настоящей опорой для родителей. Андрей даже выращивал свой виноградник. В России считается, что мужчина должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына, в Молдавии он обязан возвести дом, воспитать сына и взрастить виноградник. Дядя Андрея был агрономом, владел старинными секретами приготовления знаменитых молдавских вин и передавал их молодому поколению.
Тогда Андрей и подумать не мог, что жизнь может круто измениться и разлучить его с родными. Но пришли 1990-е, Молдавия заявила о своем суверенитете, вскоре распался «Союз нерушимый». В те годы, вспоминает Андрей, большинство молдаван из-за экономического кризиса оказались за чертой бедности, выживали за счет плодов труда на благодатной земле. Был период, когда даже водопровод не работал – воду приходилось носить домой из дальнего колодца. Молодежь тогда потянулась на заработки в Россию.
Но самой страшной бедой была война 1992 года, ставшая кульминацией приднестровского конфликта. Братья и сестры Андрея были эвакуированы в Румынию. А он остался в Молдавии и стал свидетелем страшных событий.
– Мне приходилось видеть убитых, раненых, оставшихся инвалидами… Никому и никогда я не пожелал бы пережить войну! – говорит Андрей. В то время он служил в армии и был готов к тому, что и ему придется взять в руки оружие. Но перед отправкой в зону военных действий узнал, что на их землю вернулся мир.
– Это был один из самых счастливых дней в моей жизни, – признается наш собеседник.
Пути Господни
После всего пережитого Андрей стал задумываться о Боге и понял, что без веры в душе его не будет мира и покоя. Он отправился в Румынию, чтобы выучиться на богослова. А затем служил в Молдавии миссионером, ходил по городам и весям, проповедуя слово Божье.
В 2000 году он отправился с друзьями в Москву в качестве туриста. Андрею предложили поступить в столичный теологический институт. Там ему суждено было встретить свою будущую жену Юлию, в счастливом браке с которой родились трое детей – Светлана, Эммануил и Анна-Мария, а теперь супруги мечтают еще и о приемных детях.
– В России много добрых, открытых людей, готовых помочь. Здесь у меня появились такие друзья, каких не было раньше, – признается Андрей.
Вообще он, как истинный христианин, старается не видеть в людях плохого, верит в лучшее в человеке. Говорит, что для него не существует межнациональных границ:
– У Бога нет границ, все люди – братья и сестры. Благодаря Богу я полюбил Россию как родную. Здесь меня держит любовь.
Он с радостью общается с русскими, башкирами, татарами, киргизами, таджиками. А вот его соотечественников в Магнитогорске, немного: с 2005 года он встретил всего троих. Но при всем своем искреннем расположении к России Андрей с большой любовью и ностальгией вспоминает Молдавию и говорит, что у него «Родина – в крови».
– Это очень дружелюбно настроенная к России страна, – уверен Андрей (глядя на него, в это трудно не поверить). – Люди там очень открытые, добрые, гостеприимные и трудолюбивые. Молдавия – земля, которая рождает обильные урожаи, там почти всегда тепло, а снег лежит всего около двух недель.
В Молдове у Андрея осталась мама. Когда старшей дочери Панфиловых Светлане исполнилось полтора года, они решили уехать туда насовсем и даже прожили на родине несколько месяцев. Но заработки в Молдове, довольно скромные, почти полностью уходили на оплату съемного жилья. Молодая семья возвратилась в Россию. Андрею удалось получить российское гражданство, сейчас он подумывает о новых перспективах в работе – кстати, до сей поры Андрей был мастером по установке дверей и достиг успехов в своей профессии. Был период, когда он работал на Магнитогорском металлургическом комбинате, от чего испытывает гордость. В России Андрей продолжает свою главную жизненную миссию – несет слово Божье и призывает людей к добру. Вместе с Юлей они сочиняют и поют христианские песни, Андрей играет на гитаре, Юля – на синтезаторе. К музыке приобщилась и старшая дочь, которая учится в музыкальном лицее при консерватории.
Одна из четырех миллионов
Писатель Владимир Лорченков в своей книге «Мифы и легенды Молдавии» утверждает: «Даже если молдаване эмигрируют, они эмигрируют с Молдавией… В мире есть четыре миллиона Молдавий, потому что в мире есть четыре миллиона молдаван». Они в любых условиях сохраняют свою национальную самобытность – культуру, язык, традиции. И Андрей хорошо помнит родные обычаи.
Например, Мэрцишор – традиционный праздник встречи весны. В этот день люди надевают бело-красные бутоньерки, которые, как и праздник, называются мэрцишорами. О происхождении их Андрей рассказал легенду:
– Воин сражался на войне, победил, но был ранен. Он забыл о ране, потому что хотел скорее увидеть любимую, сорвал белую розу, приколол себе на грудь и отправился к невесте. По дороге кровь, сочившаяся из раны, окропила цветок. Воин пришел к любимой и умер. Белый цветок с каплями алой крови навсегда остался символом любви, верности и весны.
Андрею вспоминается кулинарный праздник, когда хозяйки пекли пироги плацинды с разными начинками (название пирога связано со словом «плацента» – в переводе с латинского «лепешка»), которые оценивало жюри. А потом все приготовленное выставляли на большой стол и дружно поедали под песни и веселые танцы. Любимыми национальными блюдами Андрея остаются также мамалыга, суп дзяма.
А символом Молдавии он считает виноград. С ним тоже связаны легенды, одна из них повествует о том, как воины страдали от голода и жажды в осажденной крепости, а спас их аист, который, высоко пролетая, сбросил осажденным гроздь винограда. С тех пор аист с гроздью в клюве считается символом молдавского виноделия.
Родной стране, которая всегда будет в его сердце, Андрей желает мира, благоденствия, процветания и уважения со стороны других государств. А еще он уверен, что сегодняшняя Молдова своим главным союзником и стратегическим партнером должна избрать именно Россию. Здесь он видит большое природное богатство, огромный человеческий, экономический и духовный потенциал. Словом, мощный «стержень», который позволит не только самой России прийти к процветанию, но и помочь многим дружественным народам.