Как воевали звёзды кино

 
Самые страшные страницы истории нашей страны вписаны в биографии многих советских актёров
Никулин, Папанов, Этуш, Гердт, Глузский, Смоктуновский… 
Этих актеров объединяет не только популярность среди любителей кино и театра, но и участие в Великой Отечественной войне. Самые страшные страницы истории нашей страны вписаны в биографии многих советских звезд экрана. «Российская газета» вспоминает наиболее известных фронтовиков-актеров.
В титрах не значились
«Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики – они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно… Но первого убитого при мне человека невозможно забыть». Это – грустные слова человека, от одного вида которого вся страна смеялась уже спустя полтора десятилетия после войны. Юрий Никулин, будучи одним из самых популярных артистов XX века, получил за свою жизнь немало наград и званий, включая Народного артиста и Героя Соцтруда. Но все началось с боевых медалей – «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
Анатолий Папанов, командовавший артиллерийским взводом и тяжело раненный в ногу под Харьковом в 1942 году, до войны в отличие от Никулина уже успел попробовать себя в кино. Он сыграл в фильме Михаила Ромма «Ленин в Октябре» – правда, в настолько эпизодической роли, что его фамилии даже нет в титрах. Но если бы в том бою, где, по его словам, из 42 бойцов в живых осталось только 13, фашистский снаряд упал чуть ближе к нему, другим стал бы и Лелик в «Бриллиантовой руке», и тесть в «Берегись автомобиля», и даже Волк в «Ну, погоди!» говорил бы совсем иначе.
Серьезным ранением в том 1942 году (только под Луганском) закончилась война и для Михаила Пуговкина, который в своем дебютном киноэпизоде – в роли купца-плясуна в фильме «Дело Артамоновых» – закончил сниматься аккурат 21 июня 1941-го. Уже через два дня юный актер (ему тогда немного не хватало до 18 лет) добровольно отправился на фронт.
Студентами Высшего театрального училища имени Щепкина на фронт ушли популярные впоследствии Евгений Весник, Владимир Этуш, Юрий Катин-Ярцев и Николай Пастухов, в Ростовском театральном учился Сергей Бондарчук, в Одесском театрально-художественном – Павел Винник. Владимир Самойлов и Василий Корзун едва окончили среднюю школу, а Николай Еременко-старший и Павел Луспекаев не успели сделать и этого. Подделав документы о своем возрасте, они отправились на передовую добровольцами в 15 лет.
Знали по походке
Среди тех актеров, что ушли защищать Родину уже с более или менее удачным актерским опытом, наиболее известным остается, пожалуй, Зиновий Гердт. До 1941-го он почти десять лет успел отработать в разных театральных студиях, после войны сначала вернулся на сцену, а затем блестяще сыграл почти в сотне фильмов. Не меньше популярных картин он озвучил своим незабываемым голосом, который прекрасно помнят и взрослые, и дети, вел несколько запомнившихся телепередач, включая знаменитую «Кинопанораму».
«Фишкой» Гердта, помимо бархатного с хрипотцой голоса и необыкновенного обаяния, стало небольшое прихрамывание. «О, необыкновенный Гердт, он сохранил с поры военной одну из самых лучших черт – колено он непреклоненный», – написал в посвященной коллеге эпиграмме другой известный актер Валентин Гафт. А все дело – в ранении, которое, будучи командиром саперной роты, Гердт получил под Белгородом в феврале 1943-го. Более года актер провел в больнице, и за это время пережил десяток операций, которые не могли остановить заражение крови. И когда Гердта уже готовили к ампутации, хирург – жена конструктора Сергея Королева Ксения Винцентини – шепнула ему, что попробует спасти ногу, сделав необычный надрез, и это ей удалось. Кости впоследствии срослись, но одна нога стала короче другой сантиметров на восемь.
Впрочем, это обстоятельство не притормозило Гердта на его карьерном пути. В 1969 году его признали Народным артистом РФСФР, а в 1990-м – всего Союза. Да он, кажется, даже гордился тем, что в свое время не воспользовался никакими льготами, а отправился на фронт в качестве военнослужащего.
«Там я никогда не был актером – был сапером, командиром, дослужился до инженера полка в звании гвардии старшего лейтенанта, награжден орденами и медалями. Но в самодеятельности совсем не участвовал и даже, когда на фронт приезжали театральные бригады, никому не говорил, что я актер», – писал Зиновий Гердт.
На фронтах двух мировых
По-настоящему довелось повоевать и известному актеру и режиссеру Леониду Оболенскому – пожалуй, единственному из людей искусства, кто успел стать участником и Первой, и Второй мировой. В 1919 году, он, 17-летний парнишка, передавал в газету сводки с уральского фронта. Судьба свела его с режиссером Леонидом Кулешовым, разглядевшим в военкоре особый талант. Уже через год он дал творческому молодому человеку роль солдата в фильме «На красном фронте», с которого и началась более чем полувековая карьера Оболенского в кино. До Великой Отечественной он отучился во ВГИКе, попробовал себя и в качестве режиссера, и сценариста, и звукорежиссера, и художника-декоратора, работал актером в Московском театре сатиры и театре Красной Армии, сыграл в нескольких фильмах, ездил в Берлин изучать импортную звукозаписывающую аппаратуру.
Тогда он еще не знал, что в Германию ему придется вернуться в качестве военнопленного. В 1941 году он вместе с другими преподавателями ВГИКа добровольно отправился в народное ополчение, но попал в окружение, а затем и в концлагерь в Баварии. Это круто изменило его жизнь. Оболенский поначалу вроде бы согласился стать добровольцем-электротехником гитлеровской армии, но вскоре смог бежать и добрался до Молдавии. Здесь он спрятался в монастыре, став иноком Лаврентием. Благо что веры хватало. «…Покойная жена, Клавдия, провожая на войну, дала мне псалом Давида, – вспоминал позже Леонид Оболенский. – Читал его в минуты, когда было тревожно, и, казалось – беда!.. Приходила уверенность, что пули и осколки летят мимо! Даже если бы и попали, то почел бы это за ошибку…»
Но если от фашистских снарядов скрыться ему удалось, то от советского правосудия – нет. В 1945 году на фоне эйфории от победы он сам явился в милицию, и уже скоро 43-летнего деятеля культуры, посчитав предателем, отправили на север строить железную дорогу. Спустя семь лет Оболенского амнистировали, но жить ему было позволено только в отдаленных городах. Так начался уже второй уральский этап его жизни – в Свердловске он снова занялся кино и вернулся на экран. Перерыв в его актерской карьере составил 26 лет, в режиссерской – 32. А пик карьеры пришелся на 1970-1980 годы, когда он снялся в десятках картин, включая «Чисто английское убийство», «Красное и черное», «Миллион в брачной корзине».
Не удивительно, что драматичные страницы биографии Оболенского, во многом обусловленные войнами, вдохновили режиссеров-летописцев на создание сразу трех документальных фильмов о его жизни.
Exit mobile version