“Оттепель”. Название выставки совпало с прогнозом погоды

В Магнитогорской картинной галерее открылась выставка художника Михаила Воробьева «Оттепель».

Ее название удачно совпало с нашей февральской погодой, однако автор и сотрудники галереи вкладывают в него более глубокий смысл: это в первую очередь судьба самого художника, который на многие годы забросил живопись, и лишь с 2013 года вернулся к этому занятию.

Когда-то, подавшись сиюминутному желанию, юношей он поступил на худграф и с большим рвением занялся творчеством. Среди педагогов Михаил выделял молодого Александра Куликова и опытную Альбину Васильевну Портнову, симбиоз их кураторства и упорство студента сформировали индивидуальную манеру автора. Увлеченный живописью, он порой писал по 20 часов в день, без перерыва на сон и отдых, а когда не писал, продолжал думать о цвете, композиции и сюжетах для новых работ.

Сохранился только один этюд студенческих лет – его тоже можно будет увидеть на выставке. Многие работы забирали педагоги, что являлась высокой оценкой творчества студента, что-то Михаил дарил, что-то было украдено при переезде. Поэтому возвращение к живописи началось с чистого листа.

– Я лет 30 не занимался живописью. Хотя и работал в искусстве, занимался дизайном, заработком денег, содержанием семьи – это все затягивает. Я что-то начинал, пытался, забрасывал. Дети регулярно дарили наборы красок, мастихины. И мне было страшно начинать с нуля, неизвестность пугала. Я всю жизнь боялся этого, а потом появилась возможность остановиться, подумать, понять, что живопись для меня – самое главное.  И тут вновь мне подарили краски, и это пересилило. И наконец-то я в своей воде. Мне очень интересно работать, – улыбается художник.

– Михаил достаточно осторожно появился на нашем художественном небосклоне, – рассказывает куратор выставки, научный сотрудник МКГ Ирина Терещенко. –  Сначала по 1-2 работы стал приносить на сборные выставки, и затем потихоньку стал вливаться в ряды художников, возвращаться к своей первоначальной профессии.

Это не первая персональная выставка Михаила Воробьева – предыдущая состоялась в 2019 году в выставочном зале Магнитогорского отделения Союза художников России. Активно принимал он участие и в коллективных экспозициях, причем не только в нашем городе, но и в Уфе, Кыштыме, Белорецке. «Оттепель» включает в себя почти полсотни работ, написанных преимущественно за последние 4 года, хотя есть здесь и полотна более ранние, многие из них находятся в частных коллекциях.

Михаил Анатольевич – любитель больших форматов, ярких цветовых пятен, контрастов. Таковы две картины из незаконченного триптиха, посвященного Великой Отечественной – «Безымянная высота» и «Победитель». Их можно увидеть на выставке, сейчас Михаил Воробьев работает над третьей. Образы здесь столь же монументальны, сколь и собирательны.

– Для меня детали здесь не нужны, он отвлекают. Можно было бы мазком, цветом, линией больше выразить, – говорит он.

Автору близки крупные мазки, и скорее работа мастихином, нежели кистью.

– Это все от характера, – смеется он.  – Я вообще не люблю ни выписывать, ни экономить краску, для меня это – ограничения, через которые я перехожу. Мне нравится фактура, поэтому холсты, которые я использую, в основном грубые, мешковина.

Художнику интересно играть с формами и материалами – к примеру, такова «Масленица», где холст наклеен на холст, и присмотрясь ближе, можно увидеть фактуру ткани, проступающую через краску. Он любит работать по черным холстам,

– Михаила можно с какой-то стороны назвать художником-формалистом. Он много внимания уделяет материалу, линии, фактуре, композиции, – отмечает Ирина Терещенко.  

Сюжеты полотен самые разные. Так, близка художнику религиозная тематика.

– Это – основа искусства. Все искусство началось с религии, вот отсюда, – Михаил Воробьев показывает на работу с изображением шамана, которая встречает посетителей на входе.  – Вот видите, бубен, а на нем – уже нарисовано. Наскальные рисунки – это тоже часть каких-то верований, корни в этом. Религия большую часть в нашей жизни занимает.

Есть сюжеты, к примеру, «Поклонение волхвов», которые представлены здесь в нескольких вариантах. Один был скорее «первым подходом» автора к теме (не считая набросков, которые нам тоже удалось посмотреть). Второй  в составе триптиха, где также представлены «Бегство в Египет» и сцена с апостолами-рыболовами, вызвал большой отклик зрителей на Межрегиональной триеннале современного изобразительного искусства Урала «Лабиринт» в 2019 году, а сейчас находится в частной коллекции. Третья же работа была написана автором «для себя», но ее тоже могут увидеть зрители. Меняются образы, сам подход к теме, но общая композиция, сходящаяся в спираль, центром которой является появившийся на свет божественный младенец, остается неизменной.

Однако на тему «литературы в живописи» автор смотрит шире – к примеру, такова заглавная работа выставки. Известный и достаточно часто встречающийся в классической живописи сюжет – «Похищение Европы» заиграл новыми красками. Обычно этот сюжет пишут в каком-то движении порыве, однако у Михаила Воробьева и Европа, и бык – текучие, переходящие друг в друга, очень условные, обобщенные, но при этом – сразу узнаваемые. Есть картины «на злобу дня» – например, «Девочка и лев», написанная под впечатлением летних событий в США.

Однако сам он признается, что не вкладывает потайных смыслов в свои работы, предоставляя это зрителю. Пишет быстро, под настроение, ловя сюжеты, которые пришли в голову, и стараясь сохранить то настроение, которое они рождали в нем, как например, случилось с картиной «Август». Эта сценка из деревенской жизни приснилась Михаилу Воробьеву, и он написал картину буквально за сутки, чтобы не упустить свое эмоциональное состояние.

Михаил Анатольевич не является членом Союза художников, хотя и подумывает об этом, но дружба с собратьями по цеху, общение и даже критика дают многое. Он не из тех творцов, что болезненно, ранимо относятся к любым замечаниям, для него, напротив, это становится толчком к новыми свершениям, желанию писать больше и лучше.

Представлены на выставке и портреты, в том числе – одной из первых наставниц художника Альбины Портновой, и автопортрет. Все они хорошо прописаны, очень реалистичны, узнаваем характер персонажа, но порой за этой реалистичностью есть и желание поиграть, к примеру, на картине «Осень», где модель представлена с гнездом на голове.

Есть доля шутки и в работе «Экспансия» – огромный черно-белый кот своими следами грязных лап захватывает не только уют квартиры, но и самое наше сердце, наше бытие.

Одна из любимых тем Михаила Воробьева – пейзажи, в которых отражена красота нашей уральской природы. Все это – натурные зарисовки, есть в экспозиии и небольшие этюды, и достаточно массивные холсты, созданные на их основе. Пойменные луга, пригорки, степи, которые, казалось бы, не балуют буйством деталей, но смотреть, вникать, вчувствоваться в них – особое удовольствие.

Работы, представленные на выставке, очень разноплановые: разные сюжеты, формы, текстуры, и работникам галереи пришлось приложить немало усилий, чтобы дать возможность каждой из них проявить себя, показать с наиболее выгодной стороны. Но и художник, и зрители убеждены – это удалось сделать.

Приглашаем и вас насладиться творчеством художника. Выставка будет работать до 8 марта.

Exit mobile version