Мать, подруга, труженица, муза? Кто же она? Почти сотня женских образов, увиденных глазами самых разных художников и скульпторов, – в новой экспозиции Магнитогорской картинной галереи, настраивающей на мысли о весне и женском дне.
В большом зале второго этажа собраны работы из фондов МКГ, это не только местные авторы, но и достаточно именитые столичные мастера, заслуженные деятели искусств, лауреаты всевозможных премий, не только современные полотна, но и работы, созданные с 20-30-х годов прошлого века.
Лица эпохи
“Главная идея выставки – показать все грани существования женщины в современном мире, от детства до старости, – говорит куратор выставки, старший научный сотрудник МКГ Лилия Филатова, вместе с которой мы одними из первых прошли с экскурсией поэтому залу. – Советское время, наверное, как ни одно другое, поставило женщину в равное положение с мужчинами. Я это особенно хорошо чувствую на примере работ самых ранних, 30-х годов”.
К примеру, вот женский портрет работы Георгия Ряжского и рядом с ним – портрет ударницы Парасковьи Безрукавниковой авторства Федора Модорова. В отличие от их робких сестер по рабоче-крестьянскому классу, написанных мастерами русской живописи XIX века, героини этих портретов смотрят на нас прямо, с легкой улыбкой. В них нет женского кокетства, жеманства, но есть гордость за свой труд, за возможность работать на равных с мужчинами, а их красные косынки, из-под которых выбиваются коротко остриженные волосы – настоящие знамена революции. Сельская ипостась женщин- работниц проявилась в картине Тамары Гижевской «Кубанские девчата» – загорелые, краснощекие девушки, отдыхающие после трудового дня.
Большинство героинь портретов безымянны, они – скорее образ собирательный, портреты-типы. Дородные, полные сил и жизни женщины – телятница, доярка, работница, строитель. Есть и патриархальные сельские типажи, к примеру, как на полотне Владимира Телина «У колодца». Кстати, похожий сюжет, связанный с чисто женской стихией воды, мы видим и у Галины Степан в картине «Источник». И если у Телина это чисто бытовая, почти лубочная, зимняя деревенская сценка, то здесь много метафор и глубинных смыслов.
Улыбка музы
На фоне многих и многих тружениц, матерей, романтических дев с особым интересом мы видим именных персонажей, а с помощью всезнающей Лилии Ивановны порой можем заглянуть за рамки холста и узнать побольше об этом человеке. Вот, к примеру портрет артистки Москонцерта Анны Поповой работы Анатолия Яр-Кравченко. Здесь еще поспоришь, что интересней – судьба автора или его героини.
Анатолий Яр-Кравченко родился в начале ХХ столетия и еще успел застать серебряный век российского искусства. С началом войны он ушел на фронт добровольцем, был в ополчении, затем – художником фронтовой газеты, где ему удалось удивительно точно и живо зарисовать сцены воздушного боя. После войны по большей части занимался графикой, а это – одна из его не столь многочисленных живописных работ.
Интересна и судьба героини портрета – будучи актрисой первых звуковых фильмов 1930-х годов, Анна играла комсомолок, прыгала с парашютом, а с началом войны записалась во фронтовую бригаду и ездила с концертами по боевым частям. Здесь она и познакомилась с генералом Поповым, за которого вышла замуж и из концертной бригады ушла работать медсестрой в госпиталь.
Анатолий Яр-Кравченко изобразил ее подлинной генеральшей – потрясающая красавица, чья породистость видна и в вальяжной посадке, и в холеных руках с маникюром, богатое меховое манто, золотой браслет и серьги. Автор очень любил эту работу – люди одного поколения, им было о чем поговорить.
А вот муза магнитогорского художника Федора Разина – его супруга Валентина. Многие знавшие ее вспоминали как совершенно невероятную женщину – очень интеллигентную, аристократичную. В портрете видно любование автора своей музой – полулежащая, с гитарой на коленях, с одухотворенным лицом, она смотрит не на нас, а вдаль, задумавшись о чем-то высоком. С большой любовью и мастерством передана тонкая красота лица, фактуры тканей одежды.
“Какая-то тихая гармония исходит от этого полотна”, – отмечает Лилия Филатова.
Ветер юности
На работах художников-мужчин как правило всего женщина предстает в пору расцвета своей красоты. И часто юность – тоже собирательный образ. Такова героиня картины «Ветер весны» уфимского художника Яна Крыжевского. Здесь и образ молодой девушки, и тонкие деревца, и проступающие силуэты новостроек на заднем плане.
Есть девушки в традиционных нарядах – вот татарские девицы-красавицы Назира Гайфулина, а вот, словно застенчивый цветок – юная жительница севера работы Юрия Рубана.
Ужель та самая Татьяна? Хочется воскликнуть при виде изображенной на полотне Марины Талашенко полной тезки пушкинской героини. Нынешняя Татьяна Ларина – фехтовальщица, мастер спорта, не менее гордая, чем ее предшественница, но воплотившая в себе черты совсем иного поколения.
Если же мы видим пожилых женщин, то как правило, это кто-то из их близких художника. Вот сквозь сеть морщин, словно из глубины веков, смотрят на нас глаза бабы Оли Ратушиной, соседки художника Николая Чарсова. Есть женщины и на семейных портретах – будь то сбор урожая в Белорусии, восточное застолье или чукотский чум, где все большое семейство собралось у радиоприемника.
Среди авторов немало и женщин, и немало автопортретов. К примеру, вот автопортрет с колосьями известной магнитогорской художницы Альбины Портновой, где она нисколько не льстит себе. Совсем иной предстает на картине наша землячка Светлана Рябинова, где мы видим более романтическую подачу образа.
Не обошлось и без жанра ню. Интересна работа магнитогорского живописца Юрия
Шумова, где изображена его жена и муза. А лежащая, словно Даная, героиня картины
екатеринбуржца Германа Метелева «Сон» у меня вызвала представления о каких-то
русифицированных отсылках к Сальвадору Дали. И совсем неожиданным этот жанр мы видим в «Клеопатре» Юлия Жулина – она уже не столь юна и не столь прекрасна ее фигура, Клеопатра погружена в глубокие и печальные раздумья – художник напоминает нам о печальной судьбе этого исторического персонажа.
Это лишь несколько из многих и многих образов. По залу можно долго ходить и
вглядываться в лица, пытаясь разгадать извечную загадку женщины, той красоты и смысла жизни, что несет она в мир.
“Как всегда, когда мы достаем работы из запасников, уровень экспозиции гораздо выше, чем обычные выставки. Здесь все проверенное временем, было много этапов отбора работ, есть немало портретов действительно выдающихся личностей: Майя Плисецкая, Новелла Матвеева, Валентина Терешкова и многие другие”, – подводит итог Лилия Филатова.
Поторопитесь! Выставка будет доступна для просмотра в течение месяца, по 27 февраля затем сокровища музея снова надолго займут свое место в запасниках.