Душа Ренессанса. Актерский путь неповторимой Анны Дашук

Кажется, нет ролей, неподвластных актрисе Магнитогорского драматического театра имени Пушкина Анне ДАШУК.

«Где мои семнадцать лет…»

Нередко 1990-е годы называют сложными для российского театра. А магнитогорский драматический тогда, напротив, пережил настоящий Ренессанс. Творческой команде режиссера Валерия АХАДОВА, приехавшей в Магнитку из Душанбе, удалось вдохнуть новую жизнь в наш театр. Появились новые спектакли в постановке самого Валерия Бакиевича – современный взгляд на бессмертную классику, и других известных режиссеров. К театру вернулось признание публики, в Магнитке стали проводить театральные и кинофестивали, в магнитогорской консерватории в 1993 году впервые был набран актерский курс. В числе его первых студентов была Анна Дашук, которая и сегодня остается для зрителей олицетворением той большой и прекрасной театральной эпохи.

На профессиональную сцену ей впервые довелось выйти в семнадцать лет в роли Нины Заречной из чеховской «Чайки».

– Над этой ролью работала Юлия НИЖЕЛЬСКАЯ. Ахадов мне тогда сказал: «А ты сиди и смотри», – вспоминает Анна. – Я смотрела, а однажды имела неосторожность подойти к Валерию Бакиевичу и предложить: «А может быть, здесь лучше вот так сделать?» И он говорит: «Сейчас ты идешь работать!» Было очень страшно. На сцене с меня спала юбка, слава богу, под ней были брюки… Потом Ахадов сказал: «Молодец, не растерялась!» С этого момента я работала в паре с Юлей, и в итоге выпустила спектакль я. Тогда я «словила звезду», но это все быстро прошло.

Душа Ренессанса. Актерский путь неповторимой Анны Дашук

Оценивая свою актерскую игру в первом спектакле, Анна Дашук улыбается:

– Я ведь приехала тогда из деревни, мне в данном случае играть ничего не надо было, я просто была Анечкой Дашук по имени Нина Заречная.

Однако, надо сказать, что у Анечки Дашук к тому моменту была за плечами серьезная школа театральной студии под руководством Натальи КИРПИЧНИКОВОЙ – сегодня она работает в Магнитогорске, а в то время действовала в поселке Измайловском. Студия известна многочисленными конкурсными и фестивальными наградами.

– Я ходила на последние постановки студии и часто вспоминаю те, в которых сама участвовала, – рассказывает Анна. – Это очень сильный коллектив. Мы ставили пьесу «Вагончик» Нины Павловой, у меня до сих пор мурашки по телу, когда об этом вспоминаю. Там я играла старуху.

Оказывается, уже тогда Анну Дашук можно было считать актрисой разноплановой. Магнитогорские театралы прекрасно знают: ей по плечу практически любое амплуа, от «голубых» до острохарактерных героинь, работа как в серьезных драматических спектаклях, так и в легких музыкальных жанрах, она прекрасно чувствует себя на сцене в любых возрастных измерениях – от травести-ролей до роли бабушки Ануш очень преклонных лет из «Ханумы». Сама же себя считает классическим баловнем судьбы: ей везло и на педагогов, и на режиссеров, и на интересные роли.    

А главное, что по прошествии многих лет остается незыблемым, – убежденность в том, что профессиональный путь, который избрала когда-то наивная деревенская девочка, был единственно правильным, это была единственно верная, ЕЁ жизненная дорога.

После девятого класса Анна не поступила на дирижерско-хоровое отделение. А когда окончила одиннадцатый, по радио услышала, что набирают актерский курс в магнитогорской консерватории. К прослушиванию Анну подготовила театральный педагог Наталья Кирпичникова –  выбрала для нее басню, прозаический отрывок, стихотворение. И Анне повезло: она поступила и училась у больших мастеров – Валерия Ахадова и Виктора Шраймана.

До сих пор с трепетом вспоминается работа над «Чайкой», «Вишневым садом» с Валерием Бакиевичем. «Чайку» в «застольном» периоде вместе читали, разбирали очень подробно, героев рассматривали даже через призму знаков Зодиака и значений имен, делали «предэтюды» на тему: что могли бы делать герои вне пьесы, что могло бы происходить «между строк».

Праздником была и работа со знаменитым Андреем ЖИТИНКИНЫМ, который поставил в Магнитке «Этих свободных бабочек», хотя работать с ним Анне довелось всего десять дней. 

 – Я безумно любила «Этих свободных бабочек», – вспоминает актриса. – Со слезами уходила с этого спектакля, когда в нем играли еще Валерий Геращенко и Фарида МУМИНОВА – это для меня было потрясением. А перед прощальным спектаклем плакала, не могла собраться и сыграть – до такой степени было жалко прощаться… Один из зрителей написал потом в комментариях: хорошо, что постановку снимают с репертуара, потому что она уже не нравится актерам. Столько лет прошло с тех пор, а я до сих пор мысленно разговариваю с этим зрителем.

«Отчего люди не летают?»…

Большой вехой в актерской судьбе Анны Дашук стала работа над невероятно сложной ролью Катерины в знаменитой «Грозе», которую ставил в Магнитогорске Лев ЭРЕНБУРГ. Спектакль родился после того, как петербургский режиссер увидел этюд, подготовленный актерами магнитогорского драмтеатра, – создание спектакля на основе этюда, актерский поиск и есть непременные условия работы этюдным методом, которым Эренбург, один из немногих, владеет в совершенстве.

Надо отметить, что в случае с труппой магнитогорского драмтеатра этот метод оказывается очень плодотворным: многие приглашенные режиссеры отмечают, что в этом удивительном коллективе у актеров есть собственное видение образов, они самостоятельно что-то ищут и предлагают режиссеру, а иногда даже готовы поспорить с ним.

Как рассказывал сам Лев Эренбург на творческой встрече в честь десятилетия магнитогорской «Грозы», именно наши актрисы Анна Дашук и Лариса Меженная, представляя этюды, «нашли» нужную Катерину, которая была напугана обрушившейся на нее любовью – как стихийным бедствием, катастрофой. Для него эта находка стала отправной точкой в создании образа главной героини.

– Он способен увидеть что-то очень важное в чем-то совсем маленьком, поэтому работать с ним удивительно интересно, – говорит о Льве Эренбурге Анна Дашук. – Тебе этюд кажется неудачным, а он спрашивает: «А ты вот здесь что хотела сказать? Давай-ка еще раз попробуем». И капелька за капелькой что-то получается. Спектакль «Гроза» действительно рождался из этюдов, эти этюды мы компоновали, поэтому поначалу он был немного «рубленым», но потом это сгладилось.   

Так, «капелька за капелькой» насобирали на «Золотую маску» и множество других весомых наград, которыми был отмечен спектакль «Гроза». Анну Дашук за роль Катерины наградил премией журнал «Театр», затем почетной грамотой «За большой личный вклад в создание спектакля «Гроза» – губернатор Челябинской области, премией – областное Законодательное собрание. 

Катерина, пожалуй, самая трудоемкая роль, после «Грозы» Анна подолгу сидит в гримерке, приходя в себя. Похожие ощущения и после представления «Времени женщин» в постановке Алексея ВОТЯКОВА (спектакль – участник внеконкурсной программы «Золотой Маски» – «Маска Плюс»), там приходится повествовать со сцены и о болезни, и о смерти, и об одиночестве, и о войне. Актриса уходит за кулисы, а внутри все еще долго продолжает трепетать. Но эти самые «затратные» роли – и самые любимые… Анна вспоминает спектакль – номинант «Золотой Маски» «Кто боится Вирджинии Вульф» режиссера Виктора Шраймана. Актер Сайдо КУРБАНОВ, занятый в нем, ради эксперимента взвешивался до и после показа, и всякий раз, отыграв «Вирджинию», терял килограмм веса.      

От комедии до эпопеи

Разноплановой актрисе Анне Дашук, не умеющей почивать на лаврах и всегда находящейся в активном творческом поиске, интересна любая работа. Даже роли в детских сказках, если это замечательные сказки и поставлены они не менее замечательно, она считает дорогой к вершинам мастерства, а вовсе не каким-то «снисхождением». Сказка должна быть «чистейшим продуктом», говорит Анна, в ней ни на йоту нельзя соврать. А еще детские спектакли дают возможность колоссального обмена энергией с юной публикой – самой искренней на свете. Есть у актрисы и мечты о ролях серьезного классического репертуара и работах в хороших комедиях, сделанных со вкусом.

Сейчас, например, Анне Дашук предстоит репетировать роль Эллочки-людоедки из «Двенадцати стульев», в которой мы, возможно, увидим ее уже в нынешнем театральном сезоне, а также работать над ролью в грандиозном по замыслу спектакле по историческому роману «Лавр» Евгения ВОДОЛАЗКИНА, за постановку которого берется Алексей Вотяков.   

А 30 января в драматическом театре празднуют юбилей этой замечательной актрисы. Для юбилейного вечера Анна Дашук выбрала одну из любимых постановок зрителей – «Изобретательную влюбленную», в которой она играет с большой любовью уже семнадцать лет.

Седина в бороду…

Театральные анекдоты от Анны Дашук

«Репетируем спектакль «Очень простая история», режиссер Борис ЦЕЙТЛИН мне что-то показывает, берет сверток, изображающий моего «ребенка», и говорит:

– А что он такой легкий? Срочно утяжелить! Она поэтому неправильно носит его!

Налили в полуторалитровую бутылку воды и «упаковали» в одеялко.

Играем спектакль. И вдруг бутылка выпадает из свертка и катится к Андрею КОРОВНИЧЕНКО. Он ее хватает и кидает Сергею ХОРУЖЕНКО. Хоруженко смотрит на меня, кидает ее мне. Я беру эту бутылку, отворачиваюсь, прячу ее, и мы дальше играем сцену».

***

«Играем «Вишневый сад», у меня роль Дуняши, Яшу играет Сайдо Бобоевич Курбанов, который решил свою седину в бороде подчернить копиркой. И вот в одной сцене он меня целует, и вся его борода в этот момент остается на мне. Зритель смеется, за кулисами все падают со смеху. Я понять ничего не могу, но думаю, что это я так хорошо играю. И давай что-то там еще придумывать – блюдечко разбила… Все опять хохочут, а я думаю: «Как мне сегодня повезло!» Захожу за кулисы – опять все ржут. Сайдо Бобоевич кричит: «Иди! Иди к зеркалу!» И тут я увидела, что у меня половина лица черная».

***

«Замечательная актриса в «Чайке» должна была воскликнуть: «Как меня принимали в Харькове!» И вот она на сцене говорит: «Как меня применяли в Харькове!» Чтоб не «расколоться» в такой момент, актеров учили говорить про себя: «Не смешно! Не смешно!»

Exit mobile version