С докладом на заседании МГСД выступил председатель Общественной палаты города. Владимир Зяблицев рассказал о том, как пандемия повлияла на гражданское общество.
Такой доклад на заседании МГСД прозвучал впервые. Общественная палата Магнитогорска создана решением депутатов в 2010 году. Ее задача – анализировать потребности жителей, защищать их права, контролировать работу органов местного самоуправления и городских организаций.
Общественники ведут личный прием населения, отвечают на телефонные звонки, разбирают письма. Как правило, поступает много обращений правового характера. Людей интересуют вопросы оформления наследства, кредитные вопросы, права потребителей и т.д. Общественники работают в этом направлении совместно с Ассоциацией юристов и Объединением защиты прав потребителей. В результате более 50% обращений получили положительные решения.
Чаще всего с обращениями приходят люди старше 50 лет. Анализ также показал, что на состояние гражданского общества сильно повлияла пандемия. Во-первых, сократилось количество пришедших на личный прием. Люди стали чаще пользоваться услугами интернета. Также изменился и характер обращений, отметил председатель Общественной палаты Владимир Зяблицев.
«Максимальное количество обращений, а это 32%, было в сфере здравоохранения. Люди жаловались на очереди в поликлиниках, работу скорой помощи, очереди на КТ. Основной пик обращений пришелся на осень прошлого года. Сейчас, конечно, все вопросы урегулированы и обращений такого характера в Палату не поступает», – отметил Зяблицев.
На втором месте по числу обращений вопросы, связанные с получением продуктовых наборов и других мер социальной поддержки – 21%. Пик таких обращений был зафиксирован в период с апреля по сентябрь. Связано это с реализацией программы «Мы вместе», которую подготовил БОФ «Металлург».
«На первом этапе было предусмотрено обеспечение продуктовыми наборами людей старше 65 лет в количестве 12, 5 тысяч человек, находившихся в режиме самоизоляции. Программа оказалась востребована в условиях повышенной готовности. А нуждающихся в мерах соцподдержки оказалось гораздо больше. Среди них не только люди преклонного возраста, но и горожане, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Поэтому в перечень получателей продуктовых наборов вошли также малообеспеченные и нуждающиеся категории населения. Акция носила заявительный характер. Чтобы получить набор, необходимо было оставить заявку по телефону. В связи с многочисленностью заявок, граждане не всегда могли своевременно дозвониться», – сообщил Владимир Иванович.
Все поступившие в Палату обращения были переданы в центр социальной защиты населения, и горожане получили поддержку.
Кроме того, в период пандемии все чаще у населения стали возникать проблемы финансового характера. Людей волновали вопросы погашения кредитов, взысканий на ипотечное жилье, реструктуризации задолженности, получения страховки. Из общей доли обращений в 2020 году таких было 12%.
А вот количество обращений в сфере ЖКХ наоборот снизилось. Еще несколько лет назад коммунальные вопросы волновали чуть ли не половину обратившихся. Сейчас всего 11%. И, напортив, выросло количество жалоб в сфере трудового законодательства. Это снижение зарплаты, увольнения, проблемы с трудоустройством.
В целом, отмечают общественники, гражданская активность горожан значительно выросла в период пандемии.
«Именно время побудило жителей города сплотиться. Это стало особенно заметно в прошлом году. Активно стало развиваться волонтерское движение и работа некоммерческих организаций в социальной сфере. Направления помощи гражданам были разнообразные: разноска продуктов питания, лекарств пожилым, снабжение их средствами индивидуальной защиты, автоволонтерство, помощь медицинским работникам», – отметил Зяблицев.
Кроме того, НКО активно выступали с инициативами, которые позволили привлечь в город дополнительные средства – более 12 миллионов рублей – на реализацию проектов, имеющих общественную значимость. Это 10 президентских грантов и два гранта губернатора. Из этого числа 9 грантов пошли на реализацию проектов по социальной поддержке.
Активно участвовали в оказании адресной помощи населению и медикам, работающим с больными ковидом, и депутаты всех уровней.
«Во время пандемии общество научилось жить в режиме повышенной готовности, в режиме готовности прийти на помощь. Произошла смена моделей взаимодействия власти и гражданского общества, которое вышло на уровень полноценного партнерства. Состояние гражданского общества в городе можно выразить тремя словами: единение, милосердие, неравнодушие», – резюмировал Владимир Зяблицев.