Влезут без мыла

Если сотрудник офиса непостижимым образом растёт в должности…

Такой работник, даже если он не опытнее остальных и умом не блещет, обладает качествами характера, которые психологи называют «темной триадой». 
Это способность к манипулированию, позволяющая заставлять плясать окружающих под свою дудку, эгоизм и нежелание заботиться о других. Если все эти черты присутствуют в характере одного человека, он воспринимается как личность крайне негативная. Но если качества выражены слабее, они позволяют человеку подниматься вверх по карьерной лестнице, утверждает издание «Ведомости».
Нарциссы
Они хотят быть в центре внимания, производят хорошее впечатление на клиентов и начальников, умеют убеждать, когда презентуют свои идеи. Это показало изу-чение 140 докладов, посвященных поведению людей с несильно выраженным синдромом «темной триады». 
Такие люди часто становятся харизматичными лидерами. Они великолепно ведут переговоры, сообщается в исследовании, опубликованном в американском журнале Journal of Organizational Behavior. Эти асоциальные личности не заботятся о других, но бывают креативными и изобретательными, потому что любят ходить по краю пропасти.
Рени Лебуф, специалист по маркетингу из Нового Орлеана, пресекает любые попытки коллег посплетничать с тех пор, как на прошлой работе менеджер разрушила ее отношения с сослуживцами. Та женщина часто использовала лесть, чтобы втереться в доверие к Лебуф и другим сослуживцам, рассказывала им, какие они привлекательные и талантливые, выманивая как можно больше личной информации, а потом запускала сплетни, вбивая клин между коллегами. Так менеджер укрепляла власть над командой, а затем демонстрировала вышестоящему начальству свои успехи.
Теперь Лебуф рассказывает коллегам только основные вехи своей жизни. Ей нравится ее нынешний босс, ведь он проявляет столько интереса к личной жизни подчиненных, сколько нужно, чтобы показать им свою заботу. 
Люди с негативными чертами характера часто выглядят привлекательными. Они излучают обаяние, уверенность в себе и демонстрируют лидерские наклонности. Нарциссы лучше всех показывают себя на тренингах, потому что им нравится красоваться перед аудиторией.
– Таких людей встретишь повсюду, — замечает Тобби Бишоп из Торонто, независимый консультант ассоциации сертифицированных специалистов по расследованию хищений. – Эти люди часто производят хорошее первое впечатление. Они прекрасно выглядят и интересно говорят. Поначалу их уважают и назначают на должности, где они могут командовать другими.
Льстецы
Лесть часто помогает манипуляторам продвинуться по служебной лестнице. Но только если они пользуются ею умело, показал опрос 1822 менеджеров, гендиректоров и директоров, опубликованный в журнале Administrative Science Quarterly. Обычно преуспевают те, кто льстит в форме вопроса, к примеру: «Как тебе удалось так успешно воплотить в жизнь эту стратегию?» Исследование показало, что те, кто льстил коллегам открыто, например, говорил: «Я тобой восхищаюсь» или «Ты лучший», не продвигались быстро по карьерной лестнице. Манипуляторы преуспевают в формировании политических альянсов. 
– Одна из причин, по которой эти люди быстро поднимаются по карьерной лестнице, в том, что они обладают сильным характером и могут объединять других, – рассказывает Джеймс Рэтли, президент ассоциации сертифицированных специалистов по расследованию хищений.
Карьера манипуляторов рушится, когда они руководствуются личной сиюминутной выгодой, а не долгосрочными преференциями для организации. Коллеги видят в них агрессивных, жестоких и бесцеремонных людей, рассказывает Сет Спэйн, профессор организационного поведения университета Бингемтона. Как добавляет Рэтли, подобные персоны часто спотыкаются из-за того, что считают, «будто общепринятые правила на них 
не распространяются».
Авторитеты
Ричард Скраши, бывший гендиректор крупной компании, обладал способностью к манипулированию людьми, был сильной личностью и умел убеждать. Это помогло ему создать проект, который принес годовой оборот в четыре миллиарда долларов. 
– Скраши – хороший менеджер по продажам в классическом понимании этого слова. Он умел заставить людей соглашаться с собой, – рассказывает Эйрон Бим, бывший финансовый директор этой фирмы, автор книги о случившемся в компании. Бим вспоминает, что Скраши делал невыносимой жизнь сотрудников, которые с ним не соглашались, кричал на них, оскорблял и бранил на еженедельных совещаниях. Кроме того Скраши вел очень расточительный образ жизни, тратя много денег.
Успехам фирмы пришел конец, когда регулирующие органы обнаружили хищение. Скраши был смещен с поста гендиректора и подвергся уголовному преследованию в связи с делом о мошенничестве. Верховный суд оправдал его, но наложил гигантский штраф – почти три миллиарда долларов. Скраши отсидел в тюрьме пять лет в связи с еще одним скандалом. Его осудили за подкуп чиновника. Скраши до сих пор уверен, что его стиль менеджмента был эффективным: 
– Невозможно управлять 120 сотрудниками, если ты слабак. Любой гендиректор, который не просто так ест свой хлеб, должен быть сильной личностью. И я не считаю это плохим качеством характера. Это то качество, которое позволяет построить бизнес с нуля. 
Скраши сейчас занимается консалтингом и часто выступает перед бизнес-
сообществом.
Если вы хотите в превентивном порядке распознать негативные черты в своих сослуживцах, обратите внимание на то, не ведут ли они себя агрессивно и оскорбительно в отношении окружающих, советует Гэри Зеун, основатель бюро докладчиков, которое дает трибуну менеджерам, отсидевшим в тюрьме. Надо помнить и о том, что люди с плохими помыслами часто втираются в доверие, показывая себя компетентными и заботливыми. 
– Бойтесь коллег, которые чрезмерно любезны, когда просят вас что-либо сделать, – предупреждает эксперт.
Exit mobile version