Моно? Живо? Типия! В Магнитогорской картинной галерее новая выставка

Право открыть череду экспозиций 2021 года заслуженно получил член Союза художников, доцент кафедры архитектуры и изобразительного искусства ИСАиИ МГТУ имени Г. И. Носова Денис Деменёв.

Выставка получилась достаточно камерная, но, тем не менее, яркая и душевная. Тут и красоты уральской природы, и портреты – В. Высоцкий, С. Есенин – выполненные в достаточно оригинальной манере, и немножко творческого хулиганства – к примеру, работа «Мой паспорт», которая открывает экспозицию, а также оригинальной техники – монотипии, в которой не так часто работают художники. Именно она и дала толчок к названию экспозиции – «Моноживотипия», потому что помимо экспериментальных работ, здесь нашлось место и традиционной живописи.

– Это уже третья за последние 8 лет выставка Дениса Николаевича в нашей галерее, – рассказывает куратор экспозиции Ирина Терещенко. – Здесь представлено достаточно много работ в технике монотипии – оттиска краски, нанесенной на любую поверхность, и можно сказать, что автор вывел ее на новый уровень. Опытный зритель может сразу распознать ее по фактуре, отчасти прохожей на кракелюр, но при этом художник кое-где дополнительно мастихином и кистью дописывал работы, что дает большую реалистичность изображению. Одна и та же композиция смотрится совершенно по-разному на разных фонах, да и в принципе любой новый оттиск получится отличающимся от предыдущего.

Как рассказывает сам художник, к экспериментам отчасти подтолкнуло рождение сына в 2018 году, после которого времени на творчество стало катастрофически не хватать.

Моно?  Живо? Типия! В Магнитогорской картинной галерее новая выставка

– Я с ребенком сижу дома, играю, самолетики пускаю, а в голове составляю композицию, – улыбается он, – потом спать его уложим, вечером сажусь и все это зарисовываю, приезжаю в мастерскую, краски намешиваю и делаю оттиски. Беру разные форматы, разные фоны, разную основу, и получаются совершенно разные работы.

Эта техника позволяет работать достаточно быстро: все представленные на выставке полотна написаны в 2019-2020 годах. По большей части это пленерные этюды, созданные в родном для художника селе Ягодное Курганской области.

– Я человек сельский, – говорит сам о себе Денис Деменев. – Я выходец из деревни, и детство свое вспоминаю в этих пейзажах: мой папа-комбайнер брал меня с собой, и мы ездили по полям, пшеницу молотили, я знаю, из чего хлеб производится, и какой это труд. Это все мои родные места.

С грустью вспоминает Денис Николаевич родную деревню, где когда-то жили до 700 человек, а сегодня осталось 40-50, но в Ягодном он – частый гость, и здесь родились многие его картины.

Как человеку деревенскому, близок Денису Деменеву и Есенин, изображенный на одном из холстов, вошедшем в цикл «Покосы» – с расписной гармошкой и последним отсветом заката, что играет на знаменитом чубе поэта тем же золотом, что и на копнах сена за его спиной.

Однако порой такие этюды просили продолжения – к примеру, так из работы «Последний зной августа» родилась уже студийная картина.

– Заслуженный деятель искусств, профессор, Борис Григорьевич Гагарин, я в какой-то степени тоже его ученик, кое-что у него подсматривал, учился, – с благодарностью говорит Денис Николаевич. – Он подарил мне полностью чистый холст, и я решил – а почему нет?  Надо по максимуму использовать этот материал. И решив, что нельзя закрашивать полностью этот чистый белый холст, я разработал специальную композицию. Я считаю, что здесь есть частичка меня, и есть частичка Бориса Григорьевича.

А эта идея подтолкнула к созданию новой серии в бело-голубых тонах, где и сам не закрашенный холст является частью композиции – на выставке представлена еще одна работа из этой серии – «Птицы чайки», где мы наблюдаем синтез написанного в далеком 2008 году в Архангельске этюда и дорисованных позднее огромных белых чаек.

Отчасти обязан Денис Деменев своему учителю и еще одной, пожалуй, самой необычной картиной выставки.

– Этот подрамник и холст тоже подарил мне Борис Григорьевич, – рассказывает автор. – Он отдал мне свою старую работу, и мне нужно было как-то его экспрессию перекрыть, и я написал на его холсте вот этих коней.  

Из лесной чащи глядят на зрителя, склонившись друг к другу в порыве нежности, два коня. Словно рожденные летним сумраком, они столь органичны, что не сразу и понимаешь, сколь необычна их расцветка – зеленый и сиреневый.

С благодарностью Денис Деменев называет и своих учителей Сергея Николаевича Устюжанина и Александра Аркадьевича Исаева, у которых он учился рисунку и живописи в конце 1990-х в Кутамышском педагогическом училище, а потом так сложилось, что Денис Николаевич приехал в Магнитогорск, чтобы поступать на худграф МаГУ, а следом в Магнитку перебрался и Александр Исаев, а значит опять довелось заниматься у любимого педагога. Духовным же своим учителем автор называет магнитогорского художника-монументалиста Александра Александровича Лаптева. 

Все они работают в разных стилях и техниках, однако у всех Денис Николаевич почерпнул что-то свое. Его работы где-то близки к реализму, а где-то уходят в почти импрессионистическое буйство красок, но всегда в пейзажах чувствуется сам автор, его восприятие, впечатление, любовь к родному краю – его березкам, церковкам, бескрайним снегам и осенней яркости листвы, и потому его работы так узнаваемы.

Магнитогорская картинная галерея приглашает и вас насладиться творчеством Дениса Деменева. Выставка продлится до 27 февраля.

Exit mobile version