Совет Федерации одобрил запрет рекламы на платном ТВ
Теперь проект отправится на подписание к президенту.
Как сообщает газета «Известия», нашумевший законопроект члена думского комитета по обороне Игоря Зотова о запрете рекламы на платном ТВ одобрен Советом Федерации и в случае окончательного принятия, по прогнозам экспертов, может спровоцировать гибель кабельных телеканалов. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что реклама на платном ТВ нарушает права потребителей.
Логика разработчика законопроекта, налагающего табу на рекламу для платных каналов, проста: бесплатные эфирные каналы находятся в неравных условиях с кабельными, которые зарабатывают и на абонентской плате, и на продаже рекламы.
Общественный резонанс вызвал не только сам законопроект, но и его поспешное принятие. Его критики указывают — непонятно, что же называть платным каналом. В проекте говорится о том, что к платным не будут относиться 10 обязательных общедоступных каналов, которые кабельными и спутниковыми операторами распространяются бесплатно: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Россия К», НТВ, «Пятый канал», «ТВ Центр», ОТР и «Карусель». Не относятся к платным и телеканалы, распространяющиеся посредством наземного эфирного вещания, то есть имеющие соответствующую лицензию.
Проект закона Зотова внесен в нижнюю палату парламента в конце июня и уже менее чем через неделю был принят в первом чтении. Вечером 3 июля, накануне последнего дня работы весенней сессии, профильный комитет Госдумы по экономической политике в экстренном порядке провел совещание, на котором решил рекомендовать принятие законопроекта во втором и третьем чтении.
Принятие законопроекта на следующий же день обеспечило думское большинство: депутаты фракции «Единая Россия» проголосовали «за». Представители «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ высказались против. Письма платных каналов и кабельных операторов, которых не пригласили к разработке проекта, президенту и премьер-министру, пока результатов не дали. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович призвала президента РФ наложить вето на закон.
В то же время информационное агентство Ура.Ру прогнозирует: осенью в России перекроят медиарынок. Агентство называет сделкой века решение, касающееся пакета из трех рекламных законопроектов, одобренное Госдумой в завершение весенней сессии. О двух первых хорошо известно – это проект запрета рекламы на платных каналах и разрешение рекламы пива. В то время как одни каналы мрачно предрекают, что уход из кабельных сетей рекламодателей уничтожит свободу слова, другие судорожно рассчитывают свои убытки, а пивовары недоумевают, поскольку им разрешили рекламные кампании, хотя они об этом никого не просили и не особо в этом нуждались, никто не задумывался о сути третьего закона – снятия ограничения на обслуживание определенной доли рынка телерекламы.
Как отмечает Ура.Ру, на российском телерынке есть только один суперпродавец – «ВидеоИнтернейшнл». Это компания-лидер и, по сути, создатель рынка. Сейчас действует запрет: одна компания не может продавать рекламу более чем на 35 процентов рынка. Запрет ввели в тот момент, когда «Видаком» заинтересовался банк «Россия». Запрет ввели, стоимость компании снизилась, банк ее купил.
За прошедшие годы позиции «России» внутри «Видака» укрепились, а один из основателей этой рекламной компании Михаил Лесин, по слухам, решил выйти из бизнеса. И на его пакет нашли покупателя. И тут появляется идея снять ограничение для компании, то есть нынешние понятийные договоры («Видак» не отпустил ни одного клиента, просто где-то рекламу продавал, а где-то «консультировал») превратятся в бизнес-отношения, и капитализация такой структуры взмоет ввысь вместе со стоимостью миноритарного пакета. Быстрота, с которой принимались все законы, указывает на то, что покупатель на пакет уже найден, и медиарынок России вот-вот ждут интересные изменения,
уверяет Ура.Ру.