Не расставайтесь с детством!

Бывшие воспитанники доверяют Татьяне Дутченко своих внуков

Менялись времена,   менялись дети.  Ее призвание было неизменно. Посмотрите в глаза этой женщины, почувствуйте, сколько тепла, доброты и мягкости в ее взгляде. В нем читается готовность каждого выслушать и понять, а к слабостям и недостаткам отнестись снисходительно, по-матерински простив и приняв… За все эти бесценные душевные качества благодарны Татьяне Николаевне ее многочисленные воспитанники – бывшие и нынешние. 
Каждый из нас, устраивая ребенка в детский сад, мечтает, чтобы малыш обрел в лице воспитателя и добрую, отзывчивую и внимательную «вторую маму», и отличного педагога, который поможет несмышленышу освоить основные навыки «бытового самообслуживания» и хорошо подготовит его к обучению в школе. Именно таким «золотым» человеком считают Татьяну Николаевну в начальной общеобразовательной школе №2, в дошкольном отделении которой она работает. «Золотым» педагогом Татьяну Дутченко можно назвать еще и потому, что ее профессиональный стаж насчитывает почти полвека, и место работы с 1967 года она не меняла ни разу – трудится здесь со дня открытия детского сада. Татьяна Николаевна стала воспитателем в 17 лет, окончив профильный педагогический класс и заочно поступив на факультет дошкольного воспитания Магнитогорского педагогического института. С тех самых пор она жизни своей без любимого детсада не мыслит, и, даже уходя в отпуск или на выходные, не находит себе покоя без работы. А бывшие воспитанники записывают к ней в группу не только своих детей, но уже и внуков.
Татьяна Николаевна – свидетель истории развития нашего дошкольного образования. И если сейчас образовательному процессу в детском саду помогают яркие наглядные пособия, изготовленные по индивидуальному заказу, то Татьяна Дутченко помнит то время, когда воспитателю приходилось быть мастером на все руки:
– Дидактические материалы, пособия мы делали своими руками, как и украшения к праздникам, – говорит она. – Бумагу раскрашивали в разные цвета, стеки для лепки выстругивали из палочек, вырезали что-то из картонных коробок, что-то срисовывали с помощью копировальной бумаги. Звездочки, например, получались из жестяных крышек от газировки, подставки для карандашей и кисточек – из упаковки от яиц. Дети играли в дом, парикмахерскую, магазин, больницу – все необходимое для этих игр мы тоже изготавливали сами из подручных материалов, помню конфеты в «магазине» из пластилина. Мы регулярно участвовали в городских выставках педагогического мастерства, где представляли игры, поделки, пособия, изготовленные собственноручно. Проводились также конкурсы на лучшее оформление участка,  лучшие тематические уголки.
Другими были и детские праздники советской эпохи. На Новый год мальчиков обычно наряжали зайчиками, а девочек – снежинками. «Снежинки» мамы шили по единому образцу из марли и украшали мишурой. После Нового года вторыми по значимости для детворы были День Октябрьской революции и День солидарности трудящихся. В эти дни мальчиков наряжали в белые рубашечки, прикалывали детям праздничные значки, на утренниках они пели песни про Ленина.
– Сейчас замечаю, что родители меньше занимаются и даже просто разговаривают с детьми, читают им книг, – сетует Татьяна Николаевна.
А ведь в детском саду ребята раньше находились круглосуточно и виделись с мамами и папами только по средам и выходным, а в ясли их принимали в грудном возрасте. 
– Ближе к вечеру дети начинали спрашивать: а сегодня мама за мной придет? – вспоминает Татьяна Дутченко. – Конечно, они скучали по родителям, и каждого нужно было выслушать, пожалеть и приласкать. Перед сном мы читали им сказки и показывали диафильмы. Иной раз вертится ребенок вокруг, в глаза заглядывает – значит, хочет чем–то поделиться, надо найти несколько минут, чтобы его выслушать. 
Однажды у девочки из группы Татьяны Николаевны трагически погибли родители. Сегодня над реабилитацией таких детей работают психологи, а раньше воспитателю приходилось справляться не только с работой психолога, но и логопеда, физрука, преподавателя рисования, словом, быть специалистом широкого профиля. Татьяна Дутченко побеждала в соцсоревновании на звание лучшего воспитателя в родном коллективе и награждалась за профессиональные успехи областными и городскими почетными грамотами. В ее бесценном опыте часто нуждаются сегодня молодые специалисты, приходящие в дошкольные группы.
– Татьяна Николаевна – словно вторая мама и для молодых педагогов, – рассказывает заместитель директора начальной школы №2 по дошкольному воспитанию Олеся Летягина. – Передает свой опыт, помогает тем, кто защищает квалификационную категорию. С ней и своими жизненными проблемами можно поделиться – она всегда даст мудрый совет, никого в беде не оставит. Есть у нее такое качество, как порядочность, ей можно всецело доверять. А еще это очень доброжелательный человек, нет в ней ни капли озлобленности.
– Люблю свою работу еще и потому, что у нас замечательный коллектив и руководители, – признается в свою очередь Татьяна Николаевна. – Между педагогами есть взаимопонимание, дружеская взаимопомощь. Большую поддержку оказывают директор школы Тамара Путенихина, завуч Олеся Летягина. 
Времена, конечно, меняются, дети – тоже. Нынешние дошколята куда более «продвинутые», подвижные и раскованные, меньше считаются с авторитетом старших. Больше стало простора для творчества, разнообразнее праздники – сейчас в детском саду отмечают не только День защиты детей или день рождения Пушкина, но и День пузырей, День бантиков. Ребята участвуют в интеллектуальных викторинах, спортивных соревнованиях, музыкальных конкурсах…  Не раз приходилось обучаться чему–то совершенно новому и педагогу высшей категории Татьяне Дутченко. 
Неизменным остается одно – во все времена дети нуждаются в чуткости и доброте, а это достояние по-настоящему талантливых педагогов. Даже когда доводилось Татьяне Николаевне заведовать детским садом, она мечтала вернуться в свою группу, к ребятишкам, и только там вновь смогла почувствовать себя в родной стихии.
Exit mobile version