Песня про левую педаль

В день 85-летия города ректор Магнитогорской государственной консерватории Наталья Веремеенко получит заслуженную награду
Недавно она стала 101-м Почетным  гражданином Магнитки. Решение о присвоении этого звания было принято  на пленарном заседании местного 
депутатского корпуса. 
Корреспондент «МР» побывал в консерватории, где и состоялась беседа с титулованным ректором.
Кто-то из мудрецов обронил сентенцию: говорить о музыке – все равно,  что танцевать об архитектуре. Еще сложнее понять музыкантов. Многие из них неповторимо талантливы, творчески амбициозны, склонны к философскому миросозерцанию и обладают завидным чувством юмора. 
– Наталья Николаевна, а насколько правдива легенда о том, что однажды композитор Фредерик Шопен пошутил, сочинивши «Собачий вальс», который посвятил своей спутнице жизни Амандине Дюпен, более известной под псевдонимом Жорж Санд?
– Не берусь заявлять категорично, поскольку ни разу не встречала подтверждающих это документов. Но вообще-то  почему бы и нет? Всю жизнь считаю себя человеком уравновешенным и достаточно серьезным и тем не менее признаюсь: однажды сочинила произведение под названием «Песня про левую педаль». Имеется в виду одна из педалей рояля. Почему именно про левую? Ну, должно быть, потому, что не про правую. 
Разумеется, подобное музицирование не адресовано широкой публике. И вообще у Натальи Веремеенко есть дела поважнее. Она не один десяток лет проработала в консерватории, вот уже пятнадцатый год – в качестве ректора. Именно под ее руководством музыкальный колледж был реорганизован в первую в нашей стране консерваторию нового типа – комплекс, включающий все ступени музыкального образования, и вошел в число ведущих вузов России. Студенты консерватории – неоднократные призеры многих всероссийских и международных конкурсов. В 2010 году филиал Магнитогорской консерватории открыт в Южной Корее. Веремеенко – инициатор и организатор Дней музыкальной культуры Магнитогорска в Челябинске. Активно участвует в организации зональных, международных исполнительских конкурсов и всероссийских педагогических ассамблей искусств в Магнитогорске.
«По дороге в ректорский кабинет» Наталья Веремеенко прошла все ступеньки профессиональной подготовки. Окончила Магнитогорское музыкальное училище, Ростовский музыкально-педагогический институт. С 1974 года – преподаватель специального фортепиано в Магнитогорском музыкальном училище, с 1989 года – заместитель директора. С 1999 года доцент, с 2000 года – ректор МаГК; сочетает административную и педагогическую деятельность. Среди ее учеников В. Кофейникова – лауреат регионального конкурса пианистов, Международного конкурса пианистов в Греции, Н. Якупова – победитель зональных конкурсов, лауреат областного конкурса пианистов, и другие.
– Как вы думаете: кем быть труднее – педагогом или ректором?
– Безусловно, педагогом. Но быть им не только труднее, но и счастливее. Была у меня ученица, на счет которой я имела большие сомнения – стоит ли ее принимать вообще. Она раскрылась неожиданно, глубоко и ярко. На вопрос: «Где же ты все это время талант прятала?» ответила: «А я раньше вовсе не думала, что играю музыку». Услышать собственное исполнение, понять, что внезапно открылась некая тайна, которая отныне будет руководить каждым прикосновением к клавишам… Подобные открытия дорогого стоят. Вот почему общение с учеником с психологической точки зрения должно быть максимально выверенным. Это ведь, образно говоря, в ректорском кабинете хоть двадцать часов подряд проработать можно. А вот в классе с учеником у рояля часа четыре, ну пять – достаточно. По сути все это время происходил некий интеллектуальный сеанс связи, в формате которого необходимо «телепортировать» будущему пианисту весь свой педагогический потенциал без остатка. 
– Как вы относитесь к политике?
– Еще недавно ответила бы, что никак. Было время, когда я была наивной и доверчивой. К примеру, категорично констатировала: на политической верхотуре по определению пребывают люди умные и порядочные. А потому то, как они рулят, сомнению не подлежит. Время, разумеется, расставило акценты. Недавно мне уже задавали вопрос о политике. Могу лишь повторить. В конце 1990-х годов половина наших выпускников не хотела продолжать свою деятельность по избранной специальности. Представьте лауреата международных конкурсов, которого мы готовили к серьезным выступлениям и которому на распределении говорим: «Поезжай-ка ты в Пласт или в Карагайку преподавателем музыки за четыре тысячи без предоставления жилья. И дерзай там на здоровье». В свое время Петр Сумин создал в Челябинской области систему поддержки молодых преподавателей. Они получают единовременные подъемные и затем ежемесячно – 40 процентов надбавки к зарплате. Но это не распространяется на педагогов музыкальных и художественных школ! Мы поставили перед собой цель – помочь закрепиться начинающему педагогу на рабочем месте. Началась работа по профессиональной ориентации со студентами. Была введена практика предварительного распределения в детские музыкальные школы. Студенты, проработав в коллективе два-три года, «врастают» в него, «обрастают» учениками и уже не хотят уходить из коллектива.
– Какую музыку вы слушаете, кто ваш любимый композитор?
– Всегда затруднялась ответить максимально конкретно. Хорошей, настоящей музыки очень много, как не мало великих композиторов и музыкантов уровня Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Клода Дебюсси…Но жизнь – непрерывная череда самых разных перемен. Со временем могут измениться и музыкальные пристрастия. То же самое можно сказать про книги, картины, скульптуры, театральные постановки и кинофильмы.
– А про хобби?
– Опять же это связано с жизненными обстоятельствами. Полагаю, у многих так бывало: интерес к увлечению не пропал, но в силу обстоятельств уделять этому увлечению время возможностей все меньше. Было время, когда я «фундаментально» была увлечена рыбалкой. Когда смотришь на водную гладь, даже про поплавок забываешь. Возникает некое состояние, когда можно мысленно переместиться во времени хоть в прошлое, хоть в грядущее, представить себе бесконечность и услышать звуки тишины. Как-то в один из таких моментов меня окликнули: «Чего такая задумчивая? Небось, рыбку жалко?» – «Ага, – отвечаю, – конечно, очень жалко. Но в первую очередь червячка…»
– Тогда вопрос как заядлому рыбаку. Вы выудили золотую рыбку – каковы ваши три заветных желания?
– Ну, это неподъемный вопрос! Я ведь сейчас начну выбирать три главных желания из сотни. Страшно подумать, что исполнятся всего лишь только три желания, а остальные 97 не сбудутся. Лучше оставаться реалистом и приспосабливаться к жизни на безрыбье. 
Встреча наша закончилась, но «Песня про левую педаль» почему-то из головы не идет. Есть тут что-то особенное и чрезвычайно важное. Есть в характере ректора, педагога и музыканта Натальи Веремеенко нечто этакое, какое-то внутренне устройство. Назовем как угодно, хоть педалью – может, у каждого человека есть своя такая? Допустим, вспыхнула дискуссия. И вы внезапно понимаете – пора. И жмете на эту воображаемую педаль. В итоге уступаете оппоненту, делая шаг назад. А на самом-то деле происходит нечто противоположное – движение вперед, шаг навстречу. К пониманию…
Exit mobile version