В каникулы подразделения вузов продолжают работу в обычном режиме
Испытательная лаборатория МГТУ занимается отбором проб нефтепродуктов, подвергает проверке бензин и дизельное топливо на соответствие стандартам.
В эти дни испытательная лаборатория технического университета, больше известная как лаборатория нефтепродуктов, отмечает десятилетие. Открывалась она на базе общеуниверситетской научно-исследовательской лаборатории физико-химических методов исследования. В марте 2005 года лаборатория впервые была аккредитована на техническую компетентность и независимость федеральным Агентством по техническому регулированию и метрологии. Тогда же был заключен договор с администрацией Магнитогорска, согласно которому лаборатории было передано современное на то время оборудование для испытания нефтепродуктов, в том числе установки для определения октанового числа бензина, цетанового числа дизельного топлива и другие.
Вскоре это оборудование было активно задействовано для нужд города. Тогда проблема качества горючего стояла остро. Легковушки глохли на ходу, но это полбеды. Скандал разразился, когда больше десятка машин «скорой помощи» не смогли выехать на вызовы. Экспертиза показала – все дело в некачественном горючем.
В 2009 году благодаря выигранному гранту ректора МГТУ лаборатория заметно обновилась, были приобретены два современных аналитических комплекса по исследованию автомобильных бензинов: японский инфракрасный спектрометр для определения содержания оксигенатов и бензола и аппаратно-программный комплекс для анализа группового и индивидуального состава бензина. В течение двух последних лет дополнительно к этому в лаборатории появились два хроматографа, установка для определения предельной температуры фильтруемости, автоматический аппарат для определения фракционного состава нефтепродуктов, комплекс лабораторного оборудования для анализа смазывающей способности дизельного топлива и ряд других. В результате сегодня лаборатория оснащена самым современным испытательным оборудованием. Конечно, назначение большинства приборов понятно лишь специалистам. Но уровень оснащения
впечатляет.
Работают здесь опытнейшие инженеры со стажем под тридцать лет. Во главе – ученый нового поколения, аспирант МГТУ Гульнара Бикбаева. Она молода, но, несмотря на возраст, уже ас в своей области.
Заведующая лабораторией с улыбкой говорит, что может определить качество бензина или дизельного топлива навскидку, даже без лабораторных исследований. Достаточно посмотреть на цвет принесенного на анализ образца и просто его понюхать.
А разложить его на составные элементы – это уже дело специального оборудования.
Работы у лаборатории много, Гульнара Бикбаева не скрывает: за последние годы качество горючего в нашем городе да в целом и в стране улучшилось незначительно. По-прежнему к нему немало нареканий от автомобилистов.
– Наши машины «скушают» любой бензин, а иномарки сделаны под евростандарт, где к топливу высокие требования. Мы только переходили на бензин Евро-4 и Евро-5. А в Европе используется исключительно Евро-5, – пояснила заведующая испытательной лабораторией.
Потому-то при экспертизе в основном выявляется несоответствие топлива требованиям ГОСТов по октановому числу, превышение массовой доли серы – именно ее концентрация определяет, какой это бензин: Евро-3 или Евро-5. В дизельном топливе в свою очередь обращают внимание (в основном зимой) на так называемую предельную температуру фильтруемости, при которой топливо перестает проходить через фильтры. А значит, двигатель не заведется.
Недавно в лабораторию обратилась женщина. Она купила за несколько миллионов рублей новую иномарку, заправилась на АЗС, но буквально через несколько сотен метров машина встала. Экспертиза показала, что автомобилю требуется полный ремонт двигателя. В свою очередь исследования бензина в испытательной лаборатории выявили, что в бак машины вместо АИ-95 был залит АИ-80.
Кроме прикладной деятельности в лаборатории ведутся лабораторные и практические занятия со студентами разных факультетов МГТУ. На ее базе проводят свои научно-исследовательские работы студенты и аспиранты. Ежегодно она принимает участие в межлабораторных сравнительных испытаниях бензина, дизельного топлива, моторного масла. Это когда один и тот же образец выдается одновременно десяткам лабораторий по всей стране и их результаты сравниваются. Магнитогорская лаборатория всегда показывает отменные результаты, что говорит о высоком качестве испытаний и компетентности. Не случайно органы сертификации Челябинска, Екатеринбурга и других городов страны обращаются сюда за проведением экспертизы топлива на соответствие требованиям технического регламента. Лаборатория МГТУ проводит и испытания на соответствие требованиям не только российских ГОСТов, но и Таможенного союза согласно техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». А это уже совсем другой уровень.
Фото Динары ВОРОНЦОВОЙ