Невероятно: россияне начали отказываться от еды! Ни в Америке, ни в Старом Свете уже давно никто не удивляется тому, что в России люди так много денег тратят на еду.
Мало того, над нами откровенно и с удовольствием хихикают: мол, чему же тут удивляться? У вас, у русских, менталитет такой: вы как за стол сядете, так жрете как в последний раз. И потому слово «обед» пишете неправильно – грамотно будет через разделительный твердый знак…
Вообще-то обидно. И вообще-то сильно похоже на правду. Обильно принять на грудь мы привыкли что на свадьбах, что на поминках. Вот еще исключительно отечественный феномен – удивительный и загадочный «пищевой транспортный синдром». Не замечали? Как только наш человек сядет в поезд, он обязательно сразу же достанет авоську с помидорами, яйцами, колбасой, курицей и шпротами. Давится всю дорогу до самого пункта назначения. Новогодние каникулы – это вообще декада обжорства.
А вот нынче с нашим таким здоровым общенациональным аппетитом что-то произошло. В Интернете можно обнаружить весьма любопытные сведения статистики и выкладки социологов. Уходящим летом граждане стали больше зарабатывать, но меньше тратить. По данным Росстата, реальные денежные доходы населения за первое полугодие текущего года выросли почти на три процента по сравнению с аналогичным периодом 2011-го. В июле этот показатель вырос на 2,2 процента по сравнению с июлем 2011 года, а среднемесячная начисленная заработная плата – на 16,3 процента. Однако повседневные потребительские расходы, согласно исследованию компании «Ромир», в середине лета сократились на три процента по сравнению с июнем и на 12 процентов по сравнению с мартом текущего года.
В принципе, людям свойственно в сезон отпусков меньше тратить по месту проживания, оставляя деньги за пределами привычной среды обитания. А исследование «Ромир» основано на сканировании штрих-кодов купленных товаров, которые респонденты приносят домой. Такое же снижение потребительской активности наблюдалось и в прошлом, и в позапрошлом году. Летом 2010-го, когда температура воздуха зашкаливала за 35°С, многим вообще не хотелось ни есть, ни двигаться.
Но вот что интересно: в июле этого года участники исследования стали покупать значительно меньше продуктов питания (расходы на «съедобную» категорию упали на 26,5 процента) и бросились приобретать непродовольственные товары повседневного спроса (траты на них выросли сразу на 60 процентов). В целом доля продуктов питания в общих повседневных расходах снизилась с 72 до 54 процентов, а доля непродовольственных товаров выросла с 28 до 46 процентов, более чем в 1,5 раза. В итоге она достигла абсолютного максимума за весь период наблюдений.
Исследователи ломают голову: откуда такой ажиотаж? В августе его можно было бы объяснить подготовкой семей школьников к новому учебному году. В декабре непродовольственные расходы традиционно возрастают в связи с Новым годом и Рождеством. В мае открывается дачный сезон. Если весна ранняя и теплая – это может произойти даже в апреле. Но июль – один из самых «спокойных» месяцев и никогда ранее ни в чем подобном замечен не был.
Эксперты предполагают: возможно, именно увеличение доходов на фоне возрастающих кризисных ожиданий и послужило косвенной причиной данного феномена. Плюс усиление нестабильности на валютном рынке – на стыке весны и лета рубль за три недели ослаб к доллару более чем на 15 процентов. Социологи думают, что эта совокупность факторов стала спусковым крючком для реализации давнишних планов по проведению ремонта в квартире или на даче у существенно большей доли горожан, чем в предыдущие годы.
Между тем экономистов тенденция роста зар-плат чувствительно настораживает. Производительность труда за ними явно не поспевает, и все это страна уже проходила в преддверии 2008 года. Результат подобных диспропорций хорошо известен. Но демографические проблемы и дорогая нефть заставляют нас вновь и вновь наступать на те же грабли…