Тончайшие изящные линии, лаконичность формы при глубине содержания и все это в размерах от сигаретной пачки до спичечного коробка – таковы экспонаты выставки «Западноевропейская графика» (12+), открывшейся в Магнитогорской картинной галерее.
Как рассказала главный хранитель Магнитогорской картинной галереи и куратор выставки Марина Абрамова, коллекция из 546 работ европейских художников XX века поступила в собрание Магнитогорской картинной галереи в дар от кандидата искусствоведения, члена Союза художников России, известного коллекционера Семена Ивенского (1924-2021) после выставки работ из его собрания, состоявшейся здесь в 1980 году. Долгие годы эти предметы хранились в архивах галереи и оставались невостребованными: большая часть из них – экслибрисы, а в конце XX – начале XXI веков, с наступлением современных технологий, интерес к книге и к этому виду изобразительного искусства начал угасать.

Тем не менее, экслибрис продолжает оставаться популярным направлением собирательства среди коллекционеров, а наличие этого маленького, но изящного оттиска гравюры многократно увеличивает стоимость антикварных книг. Причина тому – в особой исторической и художественной ценности этого уникального и редкого вида искусства. В XIX-ХХ веках этим видом книжной графики занимались ведущие художники разных стран, экслибрисы в этот период делали не столько для конкретных заказчиков, сколько для выставок и коллекций.
На данной выставке зрители могут познакомиться с 48 миниатюрами работы мастеров XX века из Австрии, Чехии, Бельгии, Германии и Испании, значительное место среди них занимает экслибрис. Также здесь представлены книжные иллюстрации и обстоятельственная графика – специальные открытки-поздравления по какому-нибудь значимому поводу.
– Для создания миниатюр художники используют различные печатные техники, а их отточенные композиции отличаются высоким художественным уровнем, уникальным авторским стилем и интонацией, филигранной техникой и остроумием. Просмотр работ такого рода требует от зрителя особого внимания, чтобы понять авторскую идею через созданные с ювелирной тонкостью образы, предметы и тексты, – рассказала Марина Абрамова.
На открытие выставки пришли третьекурсники Магнитогорского педагогического колледжа, будущие преподаватели изобразительного искусства и черчения. Как отметила их преподаватель, кандидат педагогических наук, доцент Наиля Каюмова, одна из целей этого культпохода – дать возможность юным художникам набраться вдохновения, чтобы разработать собственный экслибрис и печатать его на своих книгах. Наиля Ахметгалеевна отметила, что ребятам и девчатам из колледжа очень повезло не только посмотреть интересные выставки, но и получить мастер-класс по проведению интереснейших экскурсий от профессионалов своего дела.




Марина Филипповна провела интересную экскурсию для студентов и других зрителей, где на примерах работ рассказала о различных видах экслибриса: гербовые, вензелевые, сюжетные, где можно ознакомиться с видами немецких городов, историческими памятниками, персонажами мифов, шрифтовые, предметно-шрифтовые, и даже с использованием таких жанров изобразительного искусства как натюрморт, пейзаж или портрет.
Художники используют всю свою фантазию, чтобы передать особенности личности владельца экслибриса, а порой подходят настолько юмористически, что их работы вызывают улыбку.
Также она рассказала о видах печатной графики, использованных при создании миниатюр, таких как ксилография, когда форма для будущего оттиска вырезается специальными штихелями на доске из плотной древесины, литография, при которой печать рисунка производится с процарапанной плиты известняка, а на оттиске видна фактура камня, офорт – изображение процарапывается на металлической пластине, а затем протравливается азотной кислотой, чтобы рисунок стал глубже. Большинство художников полностью самостоятельно выполняли всю работу от создания эскиза до печатного оттиска, но некоторые отдавали проработанный эскиз мастерам-печатникам, которые уже сами создавали печатные доски. В этих случаях на этикетке работы указаны две фамилии авторов.
Художники впечатляют тончайшим, поистине ювелирным мастерством резки, где нет возможности ошибиться ни на миллиметр, твердостью и уверенностью руки в работе со столь непростыми материалами, умением скрупулезно, полно и лаконично передать тончайшие нюансы архитектуры, строения человеческого тела или бытовых зарисовок. Многие художники в своей работе используют лупу: в коллекции Магнитогорской картинной галереи есть экслибрисы размером 1х1 см, при этом обладающие достаточно детальным и развернутым изображением. Возможно, магнитогорцам еще доведется увидеть их в дальнейших экспозициях на эту тематику.
Среди работ есть как монохромные, когда художник использовал только один цвет, так и цветные. Для некоторых потребовалось создавать сразу несколько печатных досок: каждая для части рисунка своего цвета. Это крайне трудоемкий процесс, требующий точнейшей выверенности и предельно четкого пространственного мышления (не забываем, что все это – для изображения, размером со спичечный коробок), другие экслибрисы были доработаны акварелью поверх печатного рисунка самим автором. И если в печатной графике можно сделать 50-60 оттисков с одной доски, то такие работы поистине уникальны и ценятся гораздо выше.





Среди авторов выставки художники из Чехии Ярослав Водражка, Иозеф Лислер и Антонин Долежал, немцы Карл Блоссфельд, Отт Герберт Штофан, Герман Хуфферт и Тоне Хофер, испанец Хулио Фернандес Заэц, бельгиец Герард Годуэн, австриец Файль Отто. У каждого автора свой графический язык, своя творческая манера.
Выставка поистине уникальная, и стоит обязательно ее посетить. Экспозиция действует до 9 ноября.
Справка:
Слово «экслибрис» происходит от латинского «ex libris» – «из книг». Экслибрис является книжным знаком – владельческой наклейкой на книге, т.е. знаком собственности. Обычно на экслибрисе обозначены имя, фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. История экслибриса насчитывает более пяти веков, а родиной – Германию, где он появился после того, как изобрели и начали широко применять печатные технологии. В настоящее время экслибрис является редким и уникальным предметом изучения для искусствоведов, предметом собирательства для коллекционеров и вызывает особый интерес у истинных ценителей книги и искусства графической миниатюры.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА








Адрес: проспект Ленина, 74 

