В рамках проведения Петровских образовательных чтений в Магнитогорской картинной галерее состоялся круглый стол «Современное изобразительное искусство и Православие: возможности диалога и взаимопонимания».
Модератором мероприятия стал, председатель Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры» Челябинской области, Председатель Магнитогорского отделения ВТОО «Союз художников России» Эдуард Медер, также в нем приняли участие представители художественного объединения «После иконы» – искусствовед, режиссер и сценарист документального кино Александр Кащенко (г. Старая Русса) и художница Мария Игоревна Шелест (г. Москва); главный художник Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина Алексей Вотяков, член Правления Магнитогорского отделения ВТОО «Союз художников России» Александр Мартемьянов, другие художники, искусствоведы, преподаватели МГТУ им. Г.И. Носова, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима, представители православной церкви.
В ходе круглого стола участники обсудили взаимодействие современного искусства и православных традиций, ответственности творческих людей при обращении к теме веры и религии.
– Взаимоотношения между современным искусством и традицией – тема крайне сложная в силу того, что стремление к творчеству и религиозность мировоззрения у человека имеют одну природу, одну основу – стремление к созиданию. Однако искусство, в отличие от культуры в широком понимании, имеет природу двойственную: созидание в искусстве всегда сопровождается стремлением если не к разрушению, то к критике, к вопросам, к отрицаниям, к попытке построения чего-то нового, отличного. И вот это противоречие между искусством и фундаментальной традицией, оно всегда преодолевается в процессе. А вот как преодолевается – это мы и обсудим, – отметил, предваряя встречу Эдуард Медер.

Александр Кащенко в своем докладе представил художественный проект-движение «После иконы», рассказав о задачах и ходе работы проекта и о творчестве каждого из его участников. По его мнению, этот проект – одно из самых ярких и значительных явлений современного российского художественного искусства за последние два десятилетия. Движение собрало в себе художников совершенно разных по художественному образованию, темпераменту, фактуре, возрасту, которых объединили два важнейших для них момента в отношении к искусству: православие и патриотизм.
По словам Александра Кащенко название «После иконы» отражает как процесс перехода от традиционного иконописного канона, который с течением времени превратился в ремесло, к новому этапу в искусстве, где икона перестает быть исключительно литургическим объектом и становится частью современного художественного поля, так и в целом переломный исторический момент, в котором находится сейчас Россия.
В проекте представлено цифровое искусство, граффити, коллажи, световые инсталляции, работы, отражающие актуальные политические и культурные темы. Его участники не стремятся к прямому продолжению иконописного канона, но, скорее к диалогу с ним, осмыслению и переосмыслению роли иконы в современном искусстве. По мнению участников проекта, современное искусство и икона — это разные модусы одного культурного поля, и проект пытается найти некий мост между традицией и современностью.
Идея этого экспериментального проекта возникла у его создателя художника и бойца Антона Беликова, когда он был на Донбассе в 2015 году. За 10 лет своей деятельности движение провело множество выставок по всей России, в том числе на крупных площадках в Москве и Санкт-Петербурге, а также на новых территориях. Эти экспозиции, например, выставка «Русский императив» и серия, посвященная Сталину, вызвали широкий резонанс. Сейчас готовится большая выставка в Санкт-Петербурге с участием как членов проекта «После иконы», так и академических художников.
Доклад и само название проекта вызвало большую дискуссию у участников круглого стола: действительно ли то временное и культурное пространство, где мы находимся сейчас, можно назвать «После иконы»? Ведь икона, хотя и живет полноценной жизнью только в храме, но не остается только в литургическом пространстве, и возникает вопрос: где заканчивается литургическое пространство и начинается художественное? Епископ Зосима отметил, что любое искусство, можно определить как существующее в некоем синтезе. Иконописцы всегда считали себя не творцами, а скорее благочестивыми ремесленниками, следующими канону, но даже в рамках канона есть возможность проявить свою индивидуальность, тем более проявляют ее современные авторы. Что же касается самого названия проекта – оно скорее имеет отношение к непростому явлению постмодернизма.

Мария Шелест — одна из самых молодых участниц проекта «После иконы» в своем докладе «Нейросети – творец или инструмент?» рассказала об использования искусственного интеллекта как инструмента творчества. С одной стороны ИИ существенно упрощает работу, помогает компилировать и кратко выражать накопленный человечеством опыт, с другой стороны, многочисленный контент, генерируемый им, обесценивает труд художника и наполняет визуальное пространство некачественным, пустым содержанием. Хотя по качеству произведения нейросетей и сложно уже отделить от созданного людьми, но они не трогают сердце. Художник же всегда пропускает замысел через свое сердце, свои переживания, духовный опыт, свои сомнения и веру. Его произведения – это всегда отражение его личности и души.
Доклад Марии Шелест вызвал достаточно большое обсуждение: стоит ли считать ИИ творцом или лишь апроксиматором, суммирующим и упрощающим накопленный человечеством опыт.
Магнитогорский художник, член Международного союза педагогов-художников Владимир Белый прочитал доклад о балансе между служением и самовыражением. Когда художник творит, пропускает мир через себя, он становится частью того дела, которому служит, считает Владимир Михайлович. В качестве примера он привел художников-передвижников, которые ставили своей задачей служение народу, церкви, своей стране посредством популяризации искусства. При этом многочисленные течения, появившиеся в начале ХХ века, уже видели своей задачей в первую очередь самовыражение, поиск индивидуальной формы, продвижение своего творчества. По его мнению, сейчас в России начинается новый тренд, и надо начинать выстраивать новую форму общества и искусства, новую форму служения.

Похожие материалы
Фото из архива МКГ








Адрес: проспект Ленина, 74 

