«Мужчины на войне, женщины на «Wildberries» – горькая правда правда современной жизни. Кто же тогда будет в храмах молиться о наших воинах, чтобы они остались живы и победили? Как противовес мейнстриму в обществе возник обнадеживающий тренд «монастыринг» – в прессе он преподносится по-разному, но суть явления заключается в том, что сегодняшние 20-летние, уставшие от борьбы с инфошумом и социальным давлением, стали искать душевный покой в стенах монастырей.
По своему значению термин «монастыринг» полностью совпадет с известной православной традицией. Особый вид паломничества, когда человек не только молится, но и трудится в монастыре наравне с его насельниками называют трудничеством: такой временный даровый рабочий, или «трудник», исполняет «послушание» – то есть определенную назначенную ему работу.
Кто и как обычно попадает в святую обитель, что это дает человеку и может ли такой опыт быть случайным – широко и подробно о «монастыринге» или трудничестве на современный манер, рассказали настоятельница Симеоно-Анненского Кизильского женского монастыря – монахиня Рафаила (Хлесткина) и прихожанка магнитогорского храма, бывшая трудницей Орского Иверского женского монастыря Дарья Чаплинцева. Также в этом материале наш корреспондент поделилась собственным опытом посещения ближайшей от Магнитогорска локации, где можно практиковать «монастыринг».
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ РЕСЕРЧ
«Когда молод был, горя не было,
Возрастать я стал, горе прибыло.
Куда не пойду – в беду попаду,
С кем держу совет – ни в ком правды нет,
Брошу здешний мир, пойду в монастырь…»
На Руси монастырь всегда был центром духовной жизни. С древних времен трудами в монашеской обители было принято приносить покаяние, вымаливать просимое и благодарить Бога. Свое исследование темы модного тренда на паломничество я начала с поиска информации на сайте ближайшего монастыря, где представители паломнической службы оговорили важный момент: «Большинство прибывающих не думают о монашестве» – подобный комментарий должен успокоить близких и родственников тех, кто желает отправиться в необычную поездку. Для тех, кого посещали подобные мысли о своем предназначении, трудничество станет проверкой, позволяющей определиться с выбором дальнейшего пути. На сайте уточняется, что попавшие в сложные жизненные ситуации в стенах обители могут получить благодать, которая поможет легче пережить трудные обстоятельства.
Из открытых источников известно, что традиционно кров и питание трудникам предоставляют безвозмездно, при себе им нужно иметь одежду для посещения службы в храме и для выполнения разных видов работ. Монахи живут как духовная семья: находясь в общине, паломники обычно соблюдают распорядок дня, положенный в монастыре, молятся вместе со всеми на службах и трудятся во славу Божию.
МОНАХИНЯ О ТРУДНИЧЕСТВЕ
День моего первого посещения Кизильского монастыря выдался дождливым. «Бог кропит и мы кропим» – вспомнив фразу, услышанную от священника во время крестного хода вокруг храма, который также случился во время дождя, я решила, что пасмурная погода – добрый знак, предвещающий удачную дорогу.
Предупредив о своем приезде настоятельницу монастыря монахиню Рафаилу, я ощутила, будто позвонила туда, где меня давно ждали. Получив благословение матушки, я отправилась в путь, дорога оказалась живописной и легкой.
Добраться до монастыря от остановки автобуса не составило труда: ориентируясь на золотой купол храма, нужно было пройти пешком несколько минут.





Вместе со мной на территорию обители заехала группа туристов из Уфы, посещавших Аркаим. «Пожалуйста, спросите у матушки, можно ли нам поставить свечки и написать записки, мне к ней заходить неудобно, я в брюках и без платка» – обратилась ко мне экскурсовод. Я передала ее просьбу, специально для туристов матушка Рафаила открыла храм, а затем поспешила по своим делам.
Все время вне службы она занята – дел по хозяйству много, да и поток посетителей не прекращается, даже присесть, чтобы перевести дух, некогда. Не успела я оглянуться, как уфимские туристы вручили мне ключ от церкви – выполнив намеченное, они мигом погрузились в автобус и отправились домой.
Тогда случилось первое чудо – мне предоставилась возможность оказаться в совершенно пустом монастырском храме, в котором после утренней службы, все еще словно дышало песнопениями божественной литургии. В церкви кроме меня не было никого, но особенная храмовая тишина казалась наполненной, словно ожидающей просьб и молитв. В этот момент в окружении ликов святых на собственной коже мне удалось прочувствовать правдивость выражения: «Икона – это окно в духовный мир, когда ты на нее смотришь, тебя оттуда тоже видят». Тогда казалось, будто само небо мне открылось, и нужно успеть просить о чем-то важном, потому что вот сейчас меня точно услышат, но – как и бывает в такие моменты – на ум ничего не приходило… в сознании пронеслись мысли: «Неужели Творец всего не знает, что мне нужно? Может ли быть, что мой Небесный Отец не даст мне это?».
«Святые с икон видят молящегося и Святым Духом знают, о чем человек молится» – ответом на мои мысли в церковной тишине прозвучал голос матушки Рафаилы, входящей внутрь. Не заметить ее приближения нельзя – переступая через порог каждого помещения, монахиня произносит молитву вслух.

Вместе мы переместились в приемную, где я, как всякий посетитель, должна была отметиться в специальном журнале. Документ этот представляет собой довольно объемную и увесистую тетрадь, что уже само по себе отвечает на вопрос моего журналистского исследования: пользуется ли «монастыринг» спросом у нашего населения?
Для начала я решила познакомиться с матушкой Рафаилой, из разговора с ней я узнала, что она никогда не думала о монашестве – ее родители были партийными, крещение она приняла в 45 лет, а монашеский постриг – в шестидесятилетнем возрасте, после продолжительной болезни и смерти супруга.
Говоря со мной, монахиня перебирала четки и редко поднимала глаза. Обстоятельно отвечая на каждый вопрос, она старалась не отвлекаться от сосредоточенной внутренней жизни, которая предполагает постоянное наблюдение за собой – движениями своей души, эмоциями и помыслами.
В общении с матушкой Рафаилой нельзя не отметить скромность, простоту и доброту, к которым в наше равнодушное время трудно привыкнуть, но так важно продолжать ценить. Человеку, который так держит себя, хочется рассказать о себе все – потому к ней с каждой своей просьбой спешит обратиться каждый: наблюдая за ее окружением, бросается в глаза, что рядом с матушкой взрослые люди будто снова становятся детьми. За время нашего диалога двери приемной открывались ни раз, каждый проситель получал ее добрый совет и теплое напутствие. Матушка Рафаила произвела впечатление человека, который находится на своем месте в жизни, тем интереснее было узнать, как же судьба привела ее в стены монастыря, ведь изначально такого поворота ее история будто не предполагала.
– Мне думается, что в монастырь меня привел Господь, расскажу, как это было, – начала объяснение монахиня. – Когда я еще была прихожанкой, мне позвонила настоятельница этого монастыря и обратилась с такой просьбой: «Мне нужно, чтобы ты мне помогла, пожалуйста, приезжай. Ты мне здесь нужна, когда ты сможешь?». Я отвечала, что занята работой и как закончу ее, то постараюсь приехать.
В тот же день после этого разговора, когда я встала на вечернюю молитву, меня будто повело к смерти – было явное ощущение, что я вот-вот умру. Помню, как стоя перед иконой, едва держась на ногах, произнесла: «Завтра первым же рейсом уезжаю в Кизил». В тот же момент ко мне вернулось нормальное самочувствие. Я тут же позвонила коллегам и передала свои дела, чтобы никого не подвести на работе. Вот так доходчиво Господь может объяснить, чего он хочет от человека.

– Матушка Рафаила, были ли на вашей памяти подобные случаи, когда Господь являл свою волю насчет чьей-то судьбы?
– Вот к примеру, на моих глазах произошло следующее. Дочка матушки Антонии страдала психическим заболеванием, которое началось внезапно: девушка была здорова, она была студенткой 4 курса, отличницей – и внезапно у нее началась душевная болезнь. Недуг быстро прогрессировал: несколько раз в год она попадала в психиатрическое отделение. После того, как ее мама переехала жить в монастырь, признаки болезни у девушки исчезли – необходимость проходить лечение пропала, она до сих пор чувствует себя хорошо. Считаю, так Господь управил путь нашей матушки.
– Верно ли утверждение, что желающие приехать потрудиться в монастырь, помогают монахам, но пользу приносят и себе?
– Господь милостивый, благостный и обязательно даст воздаяние за труды: каждому – по его сердцу. Конечно, те, кто потрудился в монастыре, Господом особо отмечены как его верные чада, помощники.
– Какие работы трудники выполняют в вашем монастыре?
– Мы приглашаем на разные послушания, у нас есть сезонный труд: если зимой, к примеру, нужно убрать снег, то весной и летом – посадить огород, осенью – убрать урожай. Работа найдется каждому и всегда. Уборка – это круглогодичное послушание: всегда можно приехать, чтобы помочь вымыть полы, окна и подежурить на кухне.
– Как обычно трудники приезжают в монастырь: группами или индивидуально?
– В основном люди приезжают к нам группами – собирают знакомых и добираются до монастыря вместе. Бывает, после того, как они у нас потрудятся, уезжая, интересуются, когда еще может потребоваться их помощь. Потом они уже приезжают по одному, когда могут.
Есть трудники, которые приезжают к нам постоянно. Мы так их и называем, например, у нас есть Таня-земледелец: она знает, как ухаживать за растениями – приедет, грядочку посадит, польет… потом сбором будет заниматься и заготовки делать.

– С какими проблемами приезжают желающие потрудиться в монастыре?
– Каждый приезжает со своим вопросом: то работа не ладится, или трудности в личной жизни, у кого-то – болячка, которую хотелось бы вылечить.
– Может ли человек приехать в монастырь и просто побыть здесь, выполнить послушания, но ничего не рассказывать о себе?
– Конечно, есть те, кто не просит о помощи и больше надеется на себя, думают так: «Побуду в храме, свечку поставлю, попробую, а там – поможет, не поможет…». Хочу сказать, что если молящийся истово о чем-то просит – ему будет, так и нужно молиться. А вот если он делает это без веры, святые отцы говорят, что такая молитва Богу противна.


– Нужно ли быть верующим для того, чтобы приехать в монастырь потрудиться, или можно надеяться, что ты обретешь веру здесь?
– Думаю, неверующих людей не бывает. Все равно во что-то они верят – в Бога, или в нечистую силу, но вера у каждого есть.
– Правда ли, что в монастырь может попасть любой желающий?
– Страдающих психическими заболеваниями в монастырь не принимают. Если беснование человека происходит от нечистой силы, он сам долго не может вытерпеть продолжительного пребывания в окружении святынь: максимум может побыть здесь недели две, а потом убегает.
– В настоящий момент в монастыре нет послушниц, при этом рядом находится город с населением в 400 тысяч человек, почему так происходит?
– Думаю, чтобы обосноваться в монастыре, человек должен испытывать какие-то проблемы – семейные, коммунальные, трудности с выживанием… Сейчас люди живут благополучно: каждый по своим возможностям может оплачивать жилье, взять машину и жить в свое удовольствие. Когда у тебя есть материальные блага, про Бога забываешь.
МОЙ ОПЫТ
В этот день Господь через матушку Рафаилу давал мне послушания, смысл которых стал понятен мне позже. Я приготовилась потрудиться физически, что называется «засучив рукава», а от меня требовалось поставить свечки, посетить вечернее богослужение, помочь на кухне…
В этот день в монастыре были поминки, а есть мне совсем не хотелось: встав из-за стола дома, я быстро добралась до места назначения и была готова «пахать и сеять». По прибытии оказалось, что нужно разделить трапезу в память об усопшей монахине и совместно прочитать особые молитвы… В какой-то момент я даже подумала, что нужно заявить о своем желании потратить время на более серьезные и сложные задания.
Матушка Рафаила после поминальной трапезы стала мыть посуду, а меня оставила совсем без дела. Понимая, что сама назначить себе послушание не могу, я спросила, каким делом мне заняться, на что получила такой ответ: «А твое дело – просто стоять рядом».
В доме Бога не происходит ничего случайного. Тогда-то мне и стало совершенно ясно, что Господь хотел научить меня терпению и послушанию: чтобы делать то, что меня просят, я должна была смирить себя – отодвинуть на второй план свое мнение, волю и желания, а также внутренне переключиться с активной физической работы на те занятия, которые мне назначают. Я выполнила все, что от меня требовалось, не проявляя инициативы, и успела заметить, какой внутренний настрой создает такое послушание.

Неспешный ритм жизни на свежем воздухе, легкий труд… и вот я вдруг начинаю слышать особенную тишину сада, расположенного на территории монастыря, ощущаю аромат елей и цветов, который наполняет воздух, любуюсь ярчайшими крупными ирисами, высаженными при входе…
Мысли исчезают, внимание растворяется в настоящем моменте, и в этом беспечном состоянии убеждаешься, почему про монастыри говорят, что они – словно частичка неба на земле…
Ты словно видишь все сквозь увеличительное стекло: вот свет упал на икону Девы Марии с младенцем так, что стала видна удивительная гармония ее цветовых сочетаний… Вот бабочка села на цветок и прожилки на ее крыльях просвечивают также, как и на его лепестках… Ты обретаешь способность наблюдать красоту Божьего мира, исходящую от икон и явленную в природе.
Твое восприятие детализируется, оно словно написано крупными мазками – точно как в детстве. И ты снова чувствуешь себя ребенком! Как и говорится об этом в Евангелие: «Если не обратитесь и не станете как дети, — не войдёте в Царство Небесное». В суете городской жизни и бесконечном потоке информации мы и вправду становимся слишком взрослыми и серьезными. Это напоминание оставлено Спасителем как раз для таких, как мы: обрести Царствие Божие внутри себя можно лишь с доверяющей душой ребенка, и мое послушание в этот день стало личным ключиком в это Царство.
Напоследок матушка Рафаила обратилась ко мне как к своей: «Позвони, как доберешься» – и это задание стало последним, полученным в мой первый приезд в Кизильский монастырь. Благословленная обратная дорога, казалось, прошла еще быстрее, чем утренняя.
ТРУДНИЦА О «МОНАСТЫРИНГЕ»
О своем опыте трудничества рассказала прихожанка магнитогорского Кафедрального собора Вознесения Христова. Прошлым летом Дарья Чаплинцева трудилась в Орском Иверском женском монастыре вместе со своей подругой – они выполняли послушания и помогали монахиням.
– Когда сейчас, спустя год я вспоминаю, каким было то время, проведённое с моими сестрами во Христе, яркими вспышками перед глазами проносится все, что мне тогда довелось пережить: это и невероятные ночные литургии с ангельским пением монахинь, их молитвы, которые создавали уютную объединяющую атмосферу любви и тепла, и трудотерапия, когда мы помогали упаковывать шоколад и лепить козинаки, которые на местной фабрике изготавливают сестры. И вкуснейшие сладости, которые я тогда напробовалась!.. И наш отдых после такой приятной работы когда, мы пили чай с барбарисом и ели свежеиспеченные в монастыре пирожки… Какая же там прекрасная природа, особенная тишина и Божья благодать, которая наполняет все… это был мой лучший отпуск! – поделилась Дарья.


Труднице из Магнитогорска, побывавшей в Орском монастыре, двадцать восемь лет. В церковь Даша пришла три года назад. По ее словам, осознанность в вере появилась не так давно. Все дело в том, что Дарья из семьи крещеных, но, как это сегодня часто бывает, невоцерковленых людей – ее близкие признают существование Бога, но не видят для себя необходимости в регулярном участии в таинствах Церкви.
Девушка поделилась, что в ее жизни был период атеизма, в университетские годы она искала Бога, эти поиски и привели ее к православной вере.
Интерес к трудничеству возник у Дарьи давно. Пять дней, проведенных в Орском монастыре, по ее словам, длились так, словно она провела там недели две. Дарья оценила свою поездку как «очень полезный духовный опыт» и поделилась впечатлениями от нее:
– Дни в монастыре были настолько наполненными, насыщенными и интересными, что я лично убедилась: там время идет по-другому.
Даша вместе с подругой познакомились с укладом жизни в монастыре впервые. Там они выполняли послушания – их прикрепили к одной монахине, которой они помогали:
– Нашу сестру звали матушка Руфь, мы должны были делать то, что она скажет. У нас все сложилось гармонично: время было и на труд, и на отдых, и, конечно, на посещение служб.
Девушки помогали в кондитерском производстве, которое налажено у сестер Орского монастыря. Трудниц привлекали для выполнения разных видов работ: помощь требовалась в изготовлении кондитерских изделий, их упаковке и уборке. Дарья поделилась, что главным при этом оставалась духовная жизнь:
– Когда я лепила козинаки, то сидела рядом с монахиней и слышала, как она при этом шепотом молилась. В монастыре все сопровождается тихой молитвой. Однажды я услышала, как по коридору шла игуменья Ксения, когда мы с ней поравнялись, я тоже услышала тихий шепот ее непрестанной молитвы: «Иисус Христос, сын Божий, помилуй меня, грешную». Пребывая в таком окружении, у тебя тоже появляется желание больше практиковать молитву.

Дарья поделилась тем, что в жизни монастыря произвело на нее самое большое впечатление – о своем опыте посещения ночной службы, которая как раз пришлась на ее важное личное событие:
– В Орском монастыре мы с подругой впервые попали на ночную литургию. Это – особенное богослужение: во время ночной службы человеку приходится преодолевать свой сон, чтобы молиться, так создается особый настрой. В монастырях это – частая практика, а для нас это было впервые.
Ночью народа в храме было немного, он был полупустым: лишь монахини и мы. Атмосфера была невероятной, ведь там во время богослужения монахини пели. Их пение отличается от исполнения профессиональных певцов, ведь они думают о смысле текста, понимают его и верят в то, что пропевают. Когда поют истинно верующие люди, вера которых сильна настолько, что они отреклись от всего ради Бога – дух захватывает! Это ангельское пение. У монахинь дар пения соединился с даром веры.
В конце службы, когда началось Причастие, они стали спускаться с клироса, и по мере того, как они спускались, для нас их пение усиливалось, они подходили к Чаше и продолжали петь… красота этого священнодействия завораживала!
Когда мы вышли с той службы, у нас с подругой светились глаза, я до сих пор не в силах описать словами тот душевный восторг, который, как мне кажется, мы обе тогда испытали! Это случилось в мой день рождения. Так что для меня это была двойная радость – очень трепетный, приятный ни с чем не сравнимый опыт. Это был лучший день рождения в моей жизни!
В нашем разговоре Дарья поделилась, на что ее вдохновила жизнь среди монахинь, легко ли ей было возвращаться к своим обычным будням и какие болезни современного общества подталкивают таких же молодых людей как она приобщиться к монастырскому укладу жизни.
– Дарья, какую пользу тебе принес опыт трудничества?
– Мы немного облегчили труды монахов, и лично мне это было полезно – я научилась отдавать что-то другим, ведь в обычной жизни я занята собой, своими интересами, живу для себя и делаю, что хочу. Трудничество – это не обычная работа, ведь тебе за нее не платят. Трудясь безвозмездно, ты учишься жертвовать, смиряться, слушаться других – и так постепенно борешься со своей гордыней. Когда я выполняла послушание, мне как-то сказали: «Иди чистить лук», а у меня тогда был свежий маникюр… ногти быстро стали грязными, одежда запачкалась… я не привыкла к такому, и через этот опыт научилась терпеть, надеюсь, и гордыню мою это немного смирило…
– Как еще поездка в монастырь помогла тебе возрасти духовно?
– Практика молитвы у меня улучшилась. Мне очень помогла возможность молиться вместе с монахинями и так совершенствовать свои навыки. Тогда я обрела опыт непрестанной молитвы, научилась при этом сосредотачивать ум и сердце в Боге. Конечно, мне в этом плане еще расти и расти, но общение с людьми, которые духовно-опытнее меня помогло мне на моем молитвенном пути. Я больше узнала об этом.
Монахи – это воины Христовы, они молятся за всех нас. Мне было интересно пожить среди тех, кто оставил все ради Бога. Я увидела силу этих людей, и поняла, почему они решили оставить мир и выбрали такой путь. В монастыре я действительно прониклась этим.
Среди послушниц были те, кто не намного старше меня. К примеру, нас встретила и поселила в келью для трудников молодая девушка, на вид ей было не больше тридцати пяти лет.

– Насколько просто тебе было вернуться к обычной жизни после пребывания в монастыре?
– Несмотря на то, что я пробыла там всего пять дней, многое в моем восприятии поменялось. Я поняла это, когда нам с подругой нужно было выехать из монастыря буквально на часок и добраться до вокзала, чтобы купить билеты на обратную дорогу. Когда мы снова окунулись в мирскую суету с ее обычными шумом и беготней, мы вдруг увидели все это новыми глазами и нам очень захотелось как можно скорее вернуться обратно в монастырь – поспешить в этот островок спокойствия.
После посещения монастыря мне было непросто адаптироваться к обычной жизни, по крайней мере, в первые дни. Мне стало как-то шумно и тесно в миру. Я вдруг поняла, что вся наша жизнь здесь наполнена суетой, которая в контексте вечности большой роли не играет. Чем мы здесь занимаемся? Наживаем материальные блага… Я бы хотела, как можно чаще и дольше бывать в монастыре. К сожалению, это не всегда возможно в современных реалиях для работающего человека.
– Какие у тебя были ожидания перед поездкой и оправдались ли они?
– Я стала замечать, что у меня развивается психологическая зависимость от смартфона, которая сегодня, наверное, есть у всех. По работе я много времени провожу у компьютера, и во время своего отпуска я хотела отдохнуть от гаджетов, сменить интеллектуальную загруженность на труд физический.
Пять дней, что мы провели за послушанием, мне даже не хотелось заходить в интернет. Когда мы выехали из монастыря, я открыла соцсети, и на меня вновь обрушился весь этот информационный шум… я поняла, как здорово было без этого, как душа от этого устает. Так что я, действительно, получила перезагрузку.
Когда я отправлялась туда, то думала так: «Поеду, потружусь, отключусь от мира, от соцсетей, отдохну от суеты, получу духовный опыт». Все мои ожидания оправдались, и я получила даже больше. Я не ждала, что это будет так здорово – уютно и замечательно, и что настолько мне понравится общение с монахинями, и опыт совсем другой жизни – она отличается в жизни в миру: там все во имя Господа, все с молитвой.
– Как ты относишься к тренду «монастыринг», который появился среди молодежи?
– Всегда были люди, которые ездили в монастырь потрудиться и такое понятие как «трудничество» существует уже давно, но если с помощью нового модного наименования это становится популярным, я скажу, что Слава Богу. Это тренд на что-то хорошее, доброе, важное, действительно ценное.
Если благодаря этому тренду, в монастырь поедут не особо верующие люди, просто потому что это модно, то, думаю, что такой жизненный опыт не пройдет для них безрезультатно. Находясь в намоленном месте, где люди живут духовной жизнью, видя, как другие посвящают себя Богу, что-то полезное они для себя из этого извлекут.
Я считаю трудничество хорошим опытом для молодых людей, потому что фундамент веры закладывается с юных лет.
Заставлять детей и подростков бессмысленно, но если их мягко приучать к этому, они смогут сами все оценить и потом сами попросятся на послушание. Я видела детей, которые приезжают потрудиться в монастырь вместе со своими родителями, и замечала, как охотно они исполняют все поручения, глядя на пример своих близких.


«НАД ЗЕМЛЕЙ ТИХО ЛЬЕТСЯ ПОКОЙ МОНАСТЫРЕЙ…»
«Благословляй благословящих Тебя, Господи, и освящай на Тебя уповающих»
– из текста заамвонной молитвы, которая читается в конце Божественной литургии.
«Милости хочу, а не жертвы»
– из Евангелия от Матфея.
Администратор паломнической службы магнитогорской епархии Ксения сообщила, что местные жители проявляют стабильный интерес к практике трудничества:
– Кизил, Орск, Красноусольск, Дивеево… среди желающих потрудиться в монастыре спросом пользуются разные направления. В крупные обители приезжают охотно, там созданы все условия – предоставляется питание и проживание, поэтому люди с удовольствием приезжают и трудятся. Бывает так, что когда мы в рамках нашей экскурсии посещаем монастырь, желающие, получив благословение, остаются, чтобы побыть там и поработать. В нашем приходе есть мужчины, которые занимаются трудничеством постоянно, они специально берут отпуск и уезжают в Успенский Свято-Георгиевский монастырь «Святые Кустики».
Тенденция на временное проживание в монастыре, которая стала заметна среди молодежи в последнее время, и на новый лад именуется «монастырингом» не должна пугать людей, далеких от религии. Другой тип отдыха для представителей поколения, зараженного болезнями развитой цивилизации, уставших от жизни у экранов, может стать чем-то большим.
Желание потрудиться в монастыре не напоказ, не за оплату, а ради Бога – это не всегда свидетельство проблем. Пребывание в святой обители может дать человеку возможность почувствовать себя как на небе, будучи еще на земле, что позволит прийти к истинным ценностям и больше не «прилепляться сердцем» к пустому. Не бегущим от мира, а любящим Бога опыт жизни в монастыре поможет найти свой путь.
Фото фото автора; из личного архива Дарьи Чаплинцевой