Единственный в области мемориальный музей-квартира Бориса Ручьева, являющийся литературным отделом Магнитогорского историко-краеведческого музея, отмечает свой 50-летний юбилей.
«В этом доме жил друг, а теперь здесь музей, о как тесен стал круг наших верных друзей», – написала когда-то после посещения памятного места уральская поэтесса Людмила Татьяничева.
С тех пор музей-квартиру посетили десятки тысяч коренных жителей и гостей нашего города. В книге отзывов можно прочитать добрые слова о музее от челябинского издателя Марины Волковой, приезжавшего из Израиля поэта, прозаика, журналиста Леонида Ветштейна, авторов фильма о Магнитке «Письма из провинции» (телеканал «Культура»), гостей из Италии, Дании, Америки. Много хороших пожеланий написано магнитогорскими школьниками, знакомящимися на экскурсиях с жизнью и творчеством Бориса Ручьева и тех магнитогорских писателей и поэтов, кто внес большой вклад в духовную и культурную жизнь Магнитки.
– В октябре 1973 года умирает Борис Ручьев, вдова Любовь Николаевна и сын Алексей остаются в этой трехкомнатной квартире, – знакомит с историей музея старший научный сотрудник Магнитогорского историко-краеведческого музея Наталья Троицкая. – Понимая значимость литературного наследия Бориса Александровича, городская общественность поднимает вопрос о том, чтобы увековечить память поэта.

Уже 25 июня 1975 года на основании решения исполкома городского Совета депутатов трудящихся и письма министерства культуры РСФСР музей-квартира открывает свои двери для посетителей. Предварительно семье Ручьева была предоставлена квартира под номером два, расположенная рядом. А в той, где они жили раньше, был сделан ремонт и собраны необходимые фонды. Из шести тысяч книг личной библиотеки Ручьева более двух тысяч Любовь Николаевна передала музею, они и сейчас стоят в кабинете поэта, помеченные специальным экслибрисом.
Первыми сотрудниками, которые создавали экспозицию и проводили экскурсии, были Нина Богачева, Ольга Гакина и сама Любовь Николаевна Ручьева. Как рассказывают очевидцы, сразу же после открытия музея людская очередь тянулась с улицы Гагарина, через арку и вверх по лестнице подъезда. Проводить экскурсии при таком стечении народа не представлялось возможным, поэтому посетители заходили, смотрели и быстро выходили. Потом уже были организованы полноценные экскурсии.
Желающие попасть в литературный музей появлялись и в нерабочее время. Тогда жильцы советовали им постучать в соседнюю квартиру. Любовь Николаевна в халатике, тапочках открывала двери, заводила в музей и обо всем очень подробно рассказывала. Она хорошо разбиралась в поэзии, читала литературные журналы, была в курсе всех литературных новинок и очень много сделала для того, чтобы Борис Александрович мог больше времени уделять творчеству.

Научные сотрудники в музее менялись, у каждого был свой взгляд на биографию Ручьева, на то, какой должна быть экспозиция. Если в крупных музеях нанимают ученых и дизайнеров, чтобы разработать определенную концепцию, то в небольшом музее-квартире Ручьева все ложилось на плечи самих сотрудников. Еще при жизни вдовы поэта здесь работала Валентина Глаголева, потом Лидия Лаптева – дочь магнитогорского поэта Александра Лаптева. Новый этап в истории музея начался с приходом педагога-краеведа Натальи Троицкой, значительно оживившей его деятельность.
У Натальи Григорьевны был большой опыт литературного краеведения во Дворце пионеров и школьников, она собирала материалы для музея в «Экополисе». Уже будучи научным сотрудником литературного музея Наталья Григорьевна вместе с учителем 18-й гимназии Еленой Феоктистовой разработала курс «Литературное краеведение» с 5-го по 8-й класс, стала вдохновителем и организатором краеведческих чтений. За большую работу по сохранению и пропаганде культурного и исторического наследия Южного Урала она получила звания лауреата международной премии имени Воронова и члена-корреспондента Академии русской словесности.

– Когда я пришла сюда работать, экспозиции оставались в первой комнате и последней, – вспоминает Наталья Григорьевна. – Я понимала, что без интересных встреч, литературной гостиной, поэтических и познавательных вечеров музей потеряет свою изначальную миссию. Однако прежде всего надо было привести музейную квартиру в надлежащий вид. Бывало, что во время экскурсий с потолка падала штукатурка. Необходимо было срочно что-то предпринимать, и мы вместе с директором краеведческого музея Александром Ивановым пошли к начальнику управления культуры – эту должность тогда занимал Сергей Павлов. Он сразу вник в суть дела и даже нашел время посетить музей, чтобы посмотреть все на месте. Оценив ситуацию, Сергей Николаевич пообещал найти деньги на ремонт и свое слово сдержал. Мы привели в порядок гостиную, где жила Любовь Николаевна, и коридор. Деньги нам давали частями, мы на них что-то делали или закупали – витрины, угловые витражи, где можно поставить объемные экспонаты. Чугунную батарею прикрыли красивой трапециевидной тумбочкой. Постепенно у нас оформилась новая экспозиция, появилась возможность делать выставки, собирать литературные гостиные.
Поскольку в Магнитогорске было немало талантливых писателей и поэтов, Наталья Троицкая разработала экспозицию «Магнитогорск литературный: от истоков до современности». По левой стороне гостиной появилась информация о поэтах-первостроителях Людмиле Татьяничевой, Михаиле Люгарине, Нине Кондратковской, Александре Лозневом. Напротив расположились стенды, разделенные пополам на каждого поэта или писателя. В сокровищницу литературных портретов вошли Николай Воронов, Станислав Мелешин, Юрий Костарев, Владилен Машковцев, Римма Дышаленкова, Анна Турусова, Валерий Тимофеев и Борис Попов. Было использовано и коридорное пространство музея – здесь размещены сведения о крупных мероприятиях, которые проходили в нашем городе: форумы поэзии, Ручьевские чтения, конкурсы имени Нефедьева. Дети во время экскурсий с любопытством рассматривают карту «Имя Ручьёва в городе» и фотографию поэта за рабочим столом.

– Самый большой интерес у экскурсантов вызывает мемориальная часть музея – кабинет Бориса Ручьева, – отмечает Наталья Григорьевна. – Практически спартанская обстановка помогает понять, как жил и чем дорожил поэт. Школьники рассматривают барометр, лупу, с помощью которой поэт читал, шкатулку с дарственной надписью. Как-то подходим к черному ящику, и я таинственным голосом задаю вопрос: что же здесь хранится? Жестом волшебницы снимаю крышку – там печатная машинка марки «Москва». И вдруг среди удивленных возгласов звучит разочарованное: «Какой же Ручьев известный поэт, если у него даже компьютера не было!».
Таких курьезных случаев Наталья Григорьевна может вспомнить немало. Часть из них была опубликована в главе «Музейные байки» ее новой книги «За дверью судьбы». В этом же издании член Союза писателей России, кандидат филологических наук Елена Евгеньева-Воронова пишет: «Мы привыкли слушать занимательные рассказы экскурсовода Натальи Григорьевны, наслаждаться ее колокольчиковой речью, внимать и удивляться – с каким воодушевлением и любовью она рассказывает о каждом писателе и поэте – родных своих магнитогорских земляках, как много она знает о их жизнях, исполненных разных тревог и мук, ведь поэты-писатели – очень ранимые люди, и зачастую их жизнь трагедийна и сложна».
Около тридцати лет Наталья, Троицкая занимается изучением творчества уральских литераторов, и каждый раз перед ней открываются новые интересные детали и подробности, которыми она сразу делится с любителями литературы родного края. Большую роль здесь играют многочисленные посещения архивов, поездки в гости к именитым писателям, постоянные контакты с родственниками магнитогорских авторов. Например, внук Бориса Ручьева – Петр принёс в музей целый портфель с документами, которые сохранила его мама. Там были и материалы о родителях Бориса Александровича, благодаря которым в городе были проведены Кривощековские чтения, и личная переписка поэта со своей верной и преданной спутницей жизни.

Из нее мы узнаем, что незадолго до смерти Борис Ручьев срочно готовил свой поэтический сборник. И жена с сыном Алексеем уехали погостить у родственников на Украине, чтобы его не отвлекать. Любовь Николаевна, конечно, переживала, как муж будет питаться. Но он за это время научился готовить яичницу, обедать ходил в понравившуюся ему горкомовскую столовую и писал теплые письма жене, которую называл Любича. Сам Петр – подполковник, командир танкового батальона, воюет с 2014 года в Луганском направлении и свято чтит память своего знаменитого дедушки.
«В этом доме жил друг» – так называется новая выставка, которую Наталья Троицкая готовит к юбилею музея. В нее войдут материалы об истории мемориального центра и людях, которые стояли у его истоков. Из них в живых осталась только Раиса Саблина, ей конечно же будет предоставлено слово на праздновании круглой даты. В юбилейной программе, которая развернётся 17 июня, запланированы посещение Правобережного кладбища и возложение цветов к могилам поэтов-первостроителей Бориса Ручьева, Михаила Люгарина, Нины Кондратковской, открытие новой выставки, литературная гостиная «И сомкнулся круг времён…», выступления работников музея, магнитогорских литераторов и гостей.


На юбилей музея приедут делегация из Челябинска во главе с председателем областной писательской организации Олегом Павловым, вдова Николая Воронова из Москвы, краеведы из Белорецка, Троицка, Варненского района, почетные гости, имеющие отношение к поэтическому творчеству. Экспозиции и экскурсии расскажут участникам праздника, насколько интересна литературная жизнь нашего города, сколько талантливых писателей и поэтов находили здесь вдохновение и как трепетно относятся магнитогорцы к памяти своих знаменитых земляков.
Фото из архива Натальи Троицкой