На базе лаборатории народной культуры НИИ антропологии и филологии МГТУ имени Носова прошел научно-практический семинар «Духовное наследие Урало-Сибирского региона: культурно-исторические формы, ценностные ориентиры, социальные практики». Семинар объединил ученых, педагогов, представителей музеев и библиотек, а также мастериц, изучающих старинное шитье.

Пермский след
Первой с докладом выступила старший научный сотрудник лаборатории народной культуры Светлана Моисеева, обозначив проблему федерального масштаба: есть несколько реестров нематериального этнокультурного достояния, но в них Челябинская область и соседняя Башкирия, которая всегда была интересна магнитогорским ученым, представлены скудно или вообще не представлены.
Приведем примеры только федерального уровня. На сайте культура.рф собрано 447 объектов нематериального культурного наследия России, из них ни одного (!) из Челябинской области и всего три из Башкирии. В реестре министерства культуры РФ – 172 объекта нематериального культурного наследия народов России, из них шесть из Челябинской области и три из Башкирии. Причем пять из шести челябинских объектов связаны с культурой нагайбаков. Это результат того, что в 2022 году была организована большая экспедиция по выявлению и фиксации объектов нематериального этнокультурного достояния народов России, которой руководил директор Института гуманитарных исследований Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН Александр Черных. Исследования проводились в Татарстане, Республике Марий Эл, Челябинской, Свердловской, Калининградской областях и Пермском крае. Видимо, культура нагайбаков пермским исследователям показалась наиболее интересной. Благодаря их работе в реестре есть подробные описания обряда вызывания дождя, песенной традиции, кухни нагайбаков, а также технологий изготовления полотенца и конской упряжи. Описание гармонных наигрышей Катав-Ивановского и Усть-Катавского районов – тоже их работа.
Возникает резонный вопрос: где материалы местных ученых и краеведов, которые много лет исследуют окрестности Магнитогорска? В лаборатории народной культуры, которая перекочевала из МаГУ в МГТУ имени Носова, собрано немало материала, который мог бы пополнить сначала местный, затем региональный и после федеральный реестры. В планах магнитогорских ученых выработать формат взаимодействия разобщенных на сегодняшний день институций.

Кажимотка и тырырыкалки
В реестре могла бы появиться Кажимотка, календарный персонаж старой и новой линии бывших казачьих поселений Оренбургской губернии, о котором рассказала заведующая лабораторией народной культуры Татьяна Рожкова. Кажимотка появлялась в весеннем календаре казаков и подводила итог зимней работы девочек: много ли напряли они мотков? «Кажи моты!» – требовала строгая и страшная гостья. Чтобы понять, каковы культурно-исторические корни традиции, а они общеславянские, выявить функцию ряженого персонажа в жизни женщины, студенты филологического факультета и сотрудники лаборатории провели не одну экспедицию с 1999 по 2024 год.
Еще один пример нематериального культурного наследия – из Белорецкого района Башкирии. Учитель истории и культуры Башкортостана, руководитель школьного музея Ломовки Лариса Власова рассказала про тырырыкалки, которые выручали ломовчан, когда в особке, доме одинокой женщины или вдовы, не оказывалось гармошки или балалайки. Одни пели, а другие – тырырыкали, создавая аккомпанемент. Рассказала она и о припевках, которые в Ломовке называют «Улышные – 74-е», даже сплясала под них. Почему «74-е», Лариса Федоровна пока не знает, но не теряет надежды докопаться до истины.
Технология старинного шитья – тоже нематериальное достояние, которое может использоваться и сейчас. Народная мастерица Евдокия Антипанова воспользовалась возможностью изучить, как сделан сарафан начала XX века из Верхнего Авзяна Белорецкого района. Он хранится в лаборатории народной культуры с такой этикеткой: «Сарафан (свадебный) Ермиловой Прасковьи Яковлевны 1895 г.р. Сшит из 12 яршин сатиновой материи, купленной в местной лавке. По наследству достался дочери – Бочаровой Татьяне Ивановне (1912 г.р.), которая хранила сарафан себе на смерть». Евдокия Рудольфовна внимательно изучила, как сшит сарафан, и отметила, что так сложно и искусно теперь работают только в модных домах. Она постаралась повторить старинное шитье и представила результат, который восхитил не только докладчиков, но и студентов-историков, приехавших учиться в Магнитогорск из Туркменистана. Ярким дополнением к костюму стал плетеный пояс, работа руководителя студии ткачества «Палантин» Людмилы Никитиной. Она рассказала, как в старину плели пояса и что нужно, чтобы овладеть этим ремеслом сегодня.






Хранить в семье или музее
Знание традиций, обрядов, народных праздников должно кем-то передаваться. Музыкальный руководитель детского сада № 165 Татьяна Сарынина рассказала, как провела для детей праздник Жаворонки. Учитель русского языка и литературы Карагайской школы Евгения Гордина – как через экскурсии в близлежащие города знакомит детей с региональной культурой и народными ремеслами. Замдиректора Варненского филиала Карталинского многоотраслевого техникума Елена Шумских поделилась опытом проведения международного патриотического молодежного форума «Новое поколение выбирает…», почетным гостем которого и примером для молодых людей стал Герой России, участник Афганской, первой и второй чеченских войн Сергей Зяблов.
Руководитель школьного музея Гумбейской школы Галина Гибнер рассказала об «особинках» поселка, построенного спецпереселенцами, и о том, как школьники знакомятся с непростыми судьбами предков. Например, с помощью «музея в чемодане» узнают, как собирались посылки на фронт в годы Великой Отечественной войны. Она обратила внимание на интересный факт: одни люди легко расстаются с семейными реликвиями, отдают их в музей со словами «Вы точно сохраните», другие – дают лишь на время, потому что хотят передать вещь, фотографию, открытку, письмо своим детям и внукам…

Тема Великой Отечественной войны стала ключевой во второй части семинара. Доцент кафедры всеобщей истории МГТУ имени Носова Надежда Макарова сосредоточилась на изучении спектра чувств в письмах военных лет. Ведущий научный сотрудник лаборатории филологических интернет-стратегий НИИ исторической антропологии и филологии Екатерина Постникова представила анализ дневника 1941 года курсанта школы подводного плавания Георгия Сенникова, своего отца. Представитель библиотеки-филиала № 5 познакомила слушателей с письмами уральского писателя-фронтовика Петра Смычагина, которые он присылал Римме Дышаленковой, имя которой теперь носит библиотека. Письма были найдены случайно – служили закладками в книгах, которые писательница когда-то читала. Старший научный сотрудник музея-квартиры Бориса Ручьева рассказала о жизни и творчестве поэта-фронтовика, почетного гражданина Магнитогорска, сотрудника нашей газеты Александра Лозневого.
Все они показали, что даже одно письмо, небольшой дневник может о многом рассказать и стать началом увлекательного исследования, результаты которого могут быть интересны огромному количеству людей. Только вот слушателей на семинаре было совсем мало. Почему?
– Потому что нас вообще мало! – ответила заведующая лабораторией народной культуры Татьяна Рожкова.
Участники семинара сошлись во мнении, что интерес к традициям, истории страны должен рождаться даже не в стенах университета или школы, а в семье. Как звали ваших прабабушек и прадедушек? Чем они занимались, как жили и где? Даже ответы на эти вопросы могут стать нематериальным культурным достоянием семьи и страны.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА