25 апреля на сцене Магнитогорского концертного объединения прошел большой всероссийский Фестиваль-конкурс «Дети о Победе».160 участников проявили себя в исполнительском мастерстве и вокальном искусстве.
С самого утра к стенам МКО потянулись юные нарядные горожане с кофрами для музыкальных инструментов за плечами. Кто-то из них напевал мелодию, повторяя про себя мотив, который предстоит сыграть на сцене, другие – вновь и вновь прокручивали про себя слова песни на военную тематику.

«Дети» и «война» – кажется, эти слова не должны встречаться в одном предложении. На подобных конкурсах замечаешь, что именно дети могут сказать о войне так, что это трогает до глубины души. О том, как магнитогорским ребятам удалось творчески высказаться на непростую тему – в нашем материале.
В первой части патриотического конкурса юных талантов выступили пианисты, гитаристы, аккордеонисты, скрипачи, барабанщики и даже ложкари. В торжественной обстановке зрителей порадовали композиции, исполненные на флейте и мандолине.

В конкурсной программе раздались мотивы всем известных песен – «Синий платочек», «Катюша», «Эх, дороги», «Священная война», «Три танкиста», «На безымянной высоте» и другие произведения, на которые отзывается каждая русская душа.
БЕССМЫСЛЕННАЯ ВОЙНА
Со сцены прозвучал динамичный ритм песни Дениса Майданова «Герой». Композицию отличает экспрессивная барабанная партия – именно её энергично исполнил для зрителей конкурса Александр Николаев. Молодой человек эмоционально включился в исполнение, выражая боевой посыл песни всем телом и мимикой лица, чем вызвал живой отклик у зрителя – публика радушно приняла выступление юного исполнителя: зал дружно приветствовал Александра.
– Мне скоро исполнится тринадцать лет, я учусь в общеобразовательной школе № 36, и в двух музыкальных школах: в одной изучаю гитару, а в двух других – барабаны, – рассказал о себе конкурсант.
В будущем Саша планирует связать свою жизнь с музыкой – собирается поступать в музыкальный колледж. Он сообщил, что сам принял решение участвовать в конкурсе «Дети о войне» – тема любви к Родине вызывает у него много эмоций, а для Александра выражать широкий спектр чувств через музыку – одно удовольствие. Но что может сказать о войне современный подросток? Юный музыкант поделился своим взглядом:
– Я считаю, что большинство войн бессмысленны, их развязывают из-за пустяков. К сожалению, их последствия трагичны. Тем, кто столкнулся с войной, важно не сдаваться. Потому для конкурса я и выбрал песню с боевым настроем, чтобы помогала собраться с духом. В ней даже есть такая строчка: «Зачехляй барабаны, война».

ЖИВОЙ ОТКЛИК
Заставить участвовать более ста пятидесяти тинеджеров в конкурсе патриотической тематики не получится. О том, какой отклик у своевременной молодежи вызывает это направление в творчестве рассказала преподаватель по классу аккордеона из детской школы искусств №4 Анна Павловна Мозуль:
– Кроме партии на музыкальном инструменте мы разучиваем и текст песни, вникаем в ее смысл. Готовясь к конкурсу, каждый учащийся выбрал для себя песню, которая близка именно ему. Я видела, что мои ребята зажглись, готовились к конкурсу с удовольствием, они активно приняли эту сложную тематику и поработали в ней: их живой отклик вселяет надежду на нашей будущее поколение.

Юная Виктория – семиклассница из школы № 31 прожила на сцене историю лирического героя песни «Темная ночь». Исполнительница поделилась, что, играя на гитаре, она мысленно погружается в сюжет произведения, проникается его историей, что вызывает сопереживание и у зрителей:
– Я думала о том, как тяжело было бойцу на войне, и как его сердце согревала мысль о том, что дома его ждут. В песне поется о том, как важно верить и надеяться, чтобы поддерживать в себе боевой настрой. Считаю, что людям важно любить и поддерживать друг друга и на войне, и в мирное время.

ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ
Тринадцатилетний Евгений Быков изучает игру на аккордеоне уже шесть лет. На конкурсе «Дети о Победе» Женя исполнил свою любимую песню «Смуглянка» из кинофильма «В бой идут одни старики». Работа над произведением на военную тематику не вызвала у Евгения сложностей, ведь, высказываясь на эту тему, он испытывает чувство гордости за Родину:
– Произведение, которое я подготовил к конкурсу, касается времен Великой отечественной войны, и оно радостное, бодрящее. Я очень сильно надеюсь, что наши бойцы победят и сейчас, я в них верю, враг будет разбит – я это точно знаю.

Гражданской позиции Евгений вторит его друг и сверстник аккордеонист Юрий Мозуль. Он также принял участие в конкурсе, потому что любит играть на своем инструменте и выступать перед публикой. В исполнении Юрия со сцены прозвучало произведение «Рио-Рита», которое вызывает ощущение победного торжества:
– Важная составляющая произведений, связанных с Великой Отечественной Войной – это закалка людей того времени. Поддерживать такой настрой важно и сейчас, во времена СВО. Я уверен, что мы победим, ведь мы сильные, мы всегда побеждаем – исторический опыт это показывает. Мы и сейчас победим, еще и потому что мы правы.
ВЕЧНАЯ ТЕМА
Преподаватель музыкальной школы «Камертон» по классу фортепиано Татьяна Сергеевна Боровских подтверждает, что военная тематика не вызывает у подрастающего поколения сопротивления: ребят не приходилось заставлять разучивать произведения.
– Дети легко относятся к этой теме: она им близка, песни на военную тематику нравятся, от участия в конкурсе никто не отказывался, ребята сами выбирали интересные им произведения.
Татьяна Сергеевна рассказала, как проходила подготовка к конкурсу:
– Сначала нужно было выбрать музыку. Мы с моими подопечными разучивали композиции «Севастопольский вальс» и «Синий платочек» – ребят привлекла в них именно красота мелодии. Мы слушали песни в исполнении вокалистов и прочитали слова, чтобы знать смысл – о чем хотел сказать автор. Затем мы пели сами, я играла аккомпанемент – чтобы дети поняли, в каком темпе и с каким характером нужно играть. Иногда в процессе приходилось возвращаться к обсуждению темы произведений и приводить исторические факты и справки, я заметила, что ребята отнеслись к теме внимательно и с пониманием.

Татьяна Сергеевна выразила надежду, что подобные конкурсы будут иметь продолжение:
– Считаю, что память должна жить в сердцах людей, военно-патриотическая тематика должна быть вечной. Нельзя забывать подвиг предков и важно сохранять историческую правду, в наше время это особенно важно.
КАСАЕТСЯ КАЖДОГО
Пара Скурлатовых пришла поддержать сына Тимофея на конкурсе. Родители считают, что погруженность ребят в тему – большая заслуга преподавателей: они не первый год готовят детей к подобным конкурсам, подача материала грамотно выстроена, а в работе они используют индивидуальный подход. Сергей и Неля поделились, что просвещать сына на военно-патриотическую тематику приходилось и дома: родители рассказывали юному вокалисту о событиях войны, что у девятилетнего сына вызвало вопрос: «Правда ли так было?». Сложнее всего девятилетнему Тимофею было поверить в достоверность описываемых событий.

«Готовить детей к реалиям важно» – считает мама еще одной конкурсантки Галина Курасова. Смотря на школьные рисунки своей дочери, Галина Алексеевна замечает, что они стали более продуманными. Галина связывает это с тем, что в последнее время военной тематике в школах уделяют много внимания, и уровень осознанности ребят в этом вопросе заметно растет. Мама девятилетней пианистки Валерии высказалась об этой характерной черте нашего времени:
– Из средств массовой информации мы узнаем, что военно-политическая обстановка в мировых отношениях накаляется, во что это выльется – неизвестно. Сегодняшним детям придется жить с последствиями того, что происходит, и по-взрослому подходить к решению этих вопросов и принимать решения.
К сожалению, когда войны начинают, никто не спрашивает разрешения ни у взрослых, ни у детей, но касается это всех и каждого, независимо от того, на каком расстоянии от военных действий находится человек. Пока войны в мире происходят, детей необходимо готовить к восприятию подобных тем.

ЯРКИЙ ОБРАЗ
Свое исполнительское мастерство игры на баяне на конкурсе «Дети о войне» представили Николай и Иван Жигаловы. Семиклассник Ваня учится в детской музыкальной школе №3, где ему преподает брат, который старше его на одиннадцать лет. Их родители не были связаны с музыкой, они отдали Колю на занятия в детский кружок, а в итоге он дорос не только до преподавания, но до того, что и остальным детям в семье привил крепкую любовь к музыке. Оба брата играют на фортепиано, Николай освоил еще и скрипку, а Иван играет на балалайке, средняя сестра владеет гитарой. Закончив школу, Коля не сомневался, что ему стоит продолжить свой путь в музыке. На конкурс «Дети о войне» Николай Александрович подготовил двух участников. Он объяснил, что считает подготовку к конкурсу на военную тематику настоящим подарком для учителя:
– Разучивать такие произведения легко: в них присутствует очень яркая образная составляющая, донести ее до ребенка не составляет труда. Обычно сначала я сам исполняю композицию, чтобы учащийся имел о ней общее представление. Затем мы детально разбираем слова произведения, в общих словах я рассказываю о его смысле, а уже после мы садимся разбирать ноты, играем, и когда мы уже можем исполнить произведение в темпе, ровно и ритмично, то начинаем работать над художественной составляющей – над образностью и выразительностью. В идеале, все это нужно совмещать, но для учащихся музыкальной школы это сложно, поэтому всю работу мы делим на два этапа.
На сцене конкурса Николай и Иван вместе исполнили попурри из песен военных лет. Выступление получилось эмоционально насыщенным, ребята показали, что умеют слышать друг друга и отлично работают в дуэте. Юный баянист Иван сообщил, сложно ли было выучить столько музыкальных отрывков сразу и исполнять их вместе со своим наставником, не уступая ему в скорости и мастерстве:

– Подготовка к конкурсу требует больше усилий и труда, чем работа над произведениями, которые ты просто учишь, ведь здесь приходится дополнительно включаться и выкладываться эмоционально. Лично мне творить в патриотической тематике легко: у меня есть ясное представление, каким должно быть это выступление. Я всегда стараюсь погрузиться пропустить произведение через себя.
В этот момент брат и преподаватель Вани включился в продолжение его мысли со своей критической заметкой:
– Замечу, что над выразительностью надо работать всегда. Не может быть такого, что в один момент ты скажешь себе: «Так, всё – этого достаточно». Самосовершенствование – это постоянный процесс.
Николай передал багаж своих знаний младшему брату, и теперь он высоко оценивает его уровень подготовки – говорит, примерно половину итоговой программы музыкальной школы Иван уже освоил.
Разучивали свою сложную композицию к конкурсу «Дети о войне» братья в течение пяти дней. Впереди их ждет участие в следующих конкурсах. Иван будет играть на мероприятии регионального уровня «Юное дарование», а Николай отправится на чемпионат страны по военному аккордеону в Тюмень, который является отборочным в сборную России по баяну и аккордеону на кубок мира.

Выступление ребят со стороны выглядит фантастически: остается только удивляться, как можно запомнить, какую клавишу и когда нужно нажать, да еще и сделать это в таком быстром темпе, чтобы получилось гармонично! Николай поделился, что, по его мнению, отличает успешных исполнителей:
– Занятия музыкой требуют предельной концентрации внимания, хорошей памяти, развитого мышления. Еще надо заметить, что профессиональная музыка – не для всех, у исполнителя должен присутствовать элемент одаренности. Также очень важна регулярность занятий: музыка требует вложения большого труда. И, наверное, самое главное – это любить то, чем ты занимаешься: только тогда это будет хорошо получаться.

СВОЯ БОЛЬ
В год 80-ия Великой Победы, объявленный годом Защитника Отечества, когда все ждут успехов наших войск на полях СВО, просвещать молодежь на военную тематику не только необходимо, но и просто. Современным детям сложная и серьезная тема войны понятна, а боль, связанная с ней, если не своя, то очень близка. Для сегодняшнего поколения школьников война – это реальность, а патриотика не может вызывать сопротивления или равнодушия.
Когда солисты хора вышли на сцену МКО для исполнения песни «Дневник Тани Савичевой» – в ней поется о девочке, которая сделала записи об ужасе жизни в блокадном Ленинграде – на современных мальчишках и девчонках будто не было лиц: они сами погрузились в сочувствие ребенку, у которого война отняла все. И вряд ли даже один из этих детей в будущем посмеет посмеяться над чужим горем. Каждый из них будет расти и мечтать о своём, но общим станет одно желание – о мире во всём мире, и чтобы слова «дети» и «война» встречались в одном предложении только в названии творческого конкурса.









Похожие материалы
Фото автора