Для чего трудятся представители разных профессий? Медики лечат людей, повара – кормят, а сотрудники магнитогорского семейного клуба «Место притяжения» работают, чтобы мальчики и девочки, которые остались без заботы своих мам и пап, вновь могли обрести семьи, в которых им подарят тепло.
Для этого в нашем городе реализуется специальный проект. Его педагоги отмечают тенденцию – сейчас многие кровные родственники готовы принять обездоленных детей в свои семьи. Чтобы в таких случаях не было возвратов, и в таких семьях не было конфликтов, работает Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Читайтетакже
Нет данных
Сотрудники центров поддержки замещающих семей трудятся не только ради улучшения демографической ситуации в стране, они работают для того, чтобы не рушилось доверие к жизни у тех, кто с самого детства смотрит на этот мир одинокими глазами.
О РАБОТЕ КЛУБА
Проект магнитогорского муниципального семейного клуба «Место притяжения» был запущен летом прошлого года. Его организаторы стремятся помогать замещающим семьям, которые столкнулись с трудностями во взаимоотношениях между родителями и детьми. Психологи клуба проводят для них занятия, способствующие сохранению и восстановлению нормальной семейной атмосферы.
Встречи проходят в разных форматах: решать психологические проблемы предлагают с помощью арт-терапии и медиации, а иногда проводят «семейные гостиные» – за коллективным общением во время чаепития проходит обсуждение выбранной темы. Социальный педагог Светлана поделилась, как магнитогорские семьи откликнулись на предложенную инициативу:
– Наши занятия проходят каждый месяц. Участники посещают их добровольно, когда у них есть свободное время. В основном это семьи, которые оказались не готовы к возникшим проблемам, и они посчитали, что им нужно обратиться за помощью. На занятиях мы учим их общаться, а для этого обучаем методам саморегуляции, конструктивным способам взаимодействия, используем технику «договор» – когда каждая сторона определяет свои права и обязанности в семье. По форме занятия представляют собой психологические тренинги с элементами медиации.
Не все семьи имеют возможность заниматься часто, но участница проекта уверила, что все замещающие семьи, принявшие детей, всегда находятся на связи с сотрудниками центра и всегда охотно идут на контакт.
Темы занятий семейного клуба меняются, но они всегда связаны с преодолением трудностей общения. По наблюдению сотрудников центра чаще всего за помощью обращаются из-за проблем с учебой, нарушений в поведении и при взрослении подростков в переходный период.
– Во всех семьях, где есть тинейджеры, начинаются определенные проблемы со взаимопониманием, если ребенок не «кровный», преодолевать конфликты может быть сложнее, – комментирует тренер проекта Наталья. – Для семей, в которых столкнулись с трудностями, существуют такие проекты, как наш – мы можем направить детско-родительские отношения в нужное русло, мы готовы помогать таким семьям. И в первую очередь родителям в них, ведь они – костяк семьи, они формируют атмосферу дома.
Наталья объяснила, что сотрудники проекта готовы рассказывать о таких семьях и работе с ними, чтобы люди знали, где они могут найти поддержку в непростой ситуации, чтобы больше людей участвовало во встречах клуба, а счастливые семьи множились.
Также педагог проекта отметила, что важно менять предвзятое отношение, которое существует в нашем обществе по отношению к семьям, которые приняли детей. Такие родители проходят настоящее испытание – некоторые сравнивают эту процедуру с подготовкой астронавта к полету в открытый космос. По наблюдению педагога, на преодолении бумажно-бюрократического «квеста», их трудности не заканчиваются:
– Мы сталкиваемся с тем, что даже между имеющими кровное родство, нет семейных уз: той самой «основы» отношений – тяги друг к другу, которая помогает преодолевать сложные жизненные ситуации. Но если есть желание быть рядом, стремление друг к другу, необходимое для того, чтобы люди были семьей – мы можем помочь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
В преддверии праздника Международный день семьи, который ежегодно отмечается 15 мая, в муниципальном учреждении Центр помощи детям “Надежда” прошло занятие на тему конфликтов в семье. Объектом внимания участников встречи стали способы устранения проблем в отношениях между родителями и детьми.
Занятие началось со знакомства: психолог центра Светлана Владимировна представилась и пожала руку своему соседу, передавая следующему участнику «эстафету» самопрезентации. В завершении знакомства сотрудники обсудили организационные моменты работы клуба и поговорили о причинах конфликтов в семье, включая собравшихся в диалог на эту тему.
На встрече собрались пять пар родителей и детей из разных замещающих семей. Эти семьи приняли детей, оставшихся без попечения взрослых, и столкнулись с проблемами во взаимоотношениях. Участники живо включились в диалог на тему детско-родительских конфликтов, одна из присутствующих мам заметила:
– В какой семье не бывает ссор? Все сталкиваются с претензиями и возмущением… Дети, обычно, бывают недовольны требованиями со стороны родителей: когда их, к примеру, просят заняться каким-то делами по дому, а им не хочется – из-за усталости после школьных занятий. Ведь нужно еще и домашнюю работу сделать, и успеть отдохнуть, и с друзьями пообщаться, и телевизор посмотреть… У взрослых, понятно – работа, хлопоты и нехватка свободного времени… в итоге у всех копится усталость, взаимное недовольство и случаются конфликты.
Собравшиеся выслушали родительский комментарий, одобрительно кивая, и по предложению ведущей приступили к первому практическому занятию. Психолог объяснила, что для преодоления конфликтной ситуации важно понимать истинные эмоции человека. Она привела пример того, как верное распознание чужих чувств отражается на отношениях:
– Наверное, каждый из нас сталкивался с тем, когда ты открыто идешь на общение с близким человеком, а он воспринимает это в штыки, говоря: «Да не надо меня успокаивать», или «Все нормально, я совсем не обижаюсь». Иногда, слыша подобные реплики, мы интуитивно понимаем, что на самом деле за этим стоит не отказ в коммуникации, а наоборот желание внимания, просьба о нем.
Присутствующие подтвердили свое понимание описанной ситуации и охотно приступили к практическому заданию. Участникам было необходимо заданной интонацией прочитать стихотворение так, чтобы все смогли угадать, какой оттенок эмоции пытался передать чтец. Ведущая пояснила, что умение распознавать весь спектр эмоций важно для того, чтобы мы умели слышать друг друга.
Детско-родительские пары отлично справились с заданием, продемонстрировав актерские навыки и умения выразительного чтения. Стихотворение «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» нужно было прочитать с радостью, страхом, злостью и удивлением. Над некоторыми попытками передать нужную эмоцию участникам пришлось поразмыслить, другие интонации были считаны моментально. Одни участники проявили высокую активность и узнавали тон читающего легко, у других возникли сложности с распознаванием – они лишь наблюдали и слушали, как отвечают другие. Выполняя это задание, каждый мог понаблюдать за собой, отметить свой уровень эмпатии в общении и задуматься, как это отражается на его отношениях и формирует в них конфликты.
Для того, чтобы объяснить последствия межличностных разногласий, ведущая раздала участникам встречи новые чистые листочки и обратила внимание на их ровную гладкую и поверхность, а затем попросила смять их и увидеть, как деформация оставляет на них следы. Родителям и детям не составило труда выполнить это задание, они внимательно следили за сопроводительным комментарием психолога:
– Вы сжали свои листочки, а теперь попробуйте их разгладить. Посмотрите: следы на них остаются. Глядя на эти листочки, давайте задумаемся, что так же происходит и с людьми, когда их обижают. Обида остается, она оставляет свой след. Также и травмирующие события оставляют следы в душе человека. Об этом всегда нужно помнить, чтобы никогда не ругаться и избегать ссор.
У одной из участниц листочек порвался. Ведущая прокомментировала этот случай в психологическом ключе:
– Так бывает и в жизни: в одних семьях конфликты случаются редко, в других, где родитель, к примеру, постоянно доводит ребенка вечными придирками – в какой-то момент терпение может закончится и такие отношения дадут трещину, или совсем прекратятся.
На этом тренинге у участников была возможность физически ощутить воздействие травмирующих ситуаций на психику, что в будущем может помочь им вовремя остановиться и не обострять конфликты.
В назидание ведущая тренинга Светлана рассказала участникам мудрую притчу об удивительной семье, которая прославилась тем, что у них царили лад, мир и доброта:
– Владыка той страны, где жила счастливая семья, приехал к ним в гости, чтобы убедиться, что они действительно живут дружно. Он увидел, что члены этой семьи на самом деле не ссорятся между собой, а в их доме всегда порядок и чистота. Владыка захотел узнать секрет их счастья, он спросил у главы семейства, как достичь такой гармонии. Старец ответил: «Главное в нашей семье – прощение, терпение и любовь. Такое правило: сто раз любить, сто раз прощать и сто раз терпеть». Желаю вам любить ваших близких всем сердцем, обязательно прощать их, а кое-где и терпеть, тогда у вас будет меньше конфликтов.
Участники тепло встретили окончание первой части занятия дружными аплодисментами. Тренер центра Наталья провела для них медиацию. Присутствующие закрыли глаза, взялись за руки и под успокаивающие звуки пения птиц прошли занятие по урегулированию конфликтов. Им нужно было представлять сюжеты и картины, которые описывала ведущая, а в конце погружения в предлагаемые обстоятельства участники рассказали о чувствах, которые они при этом испытывали.
В предлагаемой истории мамы и дети попали в лес, где столкнулись с медведем. Ситуация научила членов семей объединяться перед лицом опасности и находить друг в друге поддержку.
На одном из этапов задания им нужно было мысленно повернуться к своему близкому человеку, порадоваться тому, что угрозы удалось избежать и обнять его. Психолог предложила участникам повторить это действие наяву – все пять детско-родительских пар провели это время занятия в объятиях друг друга.
Ощутив тепло прикосновений от близких людей, участники перешли к выполнению творческого задания «Ладошки вашей семьи», в котором их нужно было изобразить. Закончив свой рисунок, одна из участниц описала итог их с дочерью совместной работы:
– У нас получилось семейное древо: ладошки образуют его крону. Вот ладошки мамы и папы, где отец как глава семьи немного впереди, чтобы защищать всех, а мама за ним. И ладошки сестер – они тоже всегда рядышком, вместе. Еще у нашего дерева есть корни – это наши предки, на них мы опираемся и стоим. Получился такой оберег для нашей семьи.
Семья – это богатство, которое требует вложения душевных сил: чуткости – чтобы понимать другого человека, самоконтроля – чтобы не ранить близкого, а еще любви, прощения, терпения – как в притче о счастливой семье. Все это и гораздо больше этого требует семья от всех ее членов, но если каждый постарается, то вместе мы можем стать гораздо сильнее и счастливее. Таков рецепт взаимопонимания от семейного клуба «Место притяжения» – он пригодится не только замещающим, но и всем семьям, которые хотят быть крепкими и дружными.
Анна ЗАВАДЗКАЯ Фото автора
Оставьте ВАШ КОММЕНТАРИЙ на новость через любимую социальную сеть: