Солистка Магнитогорской хоровой капеллы Нэля Шайхисламова готова представить горожанам сольную программу «Сокровища Востока». Рассказываем, чего ей это стоило.
Она идет по жизни будто реченька – даже походка ее плавная, мягкая, как летняя вода. Но когда ее наполняют идеи, как бурные весенние ручьи, она готова разбивать запруды, размывать берега и мчаться вперед, оставив в стороне старое русло. Ее внутренняя стихия подчинена голосу, но поняла она это не сразу.
Пение под пылесос
Первой, кто заметил необычные вокальные данные Нэли, была музыкальный работник в детском саду. Она вывела девочку на сцену – ходила с ней по конкурсам, городским мероприятиям. Но все это закончилось, как только Нэля пошла в школу. А там – «Сто дней до приказа» на уроках музыки и подобные песни, исполнять которые для девочки было мучением.
В семье на голос Нэли не обращали внимания: родители и сами поют, но не делают из этого культа. Труд – вот главный культ семьи и помощник в любых испытаниях. Нэля вспоминает, что в детстве любила пылесосить. Звук агрегата был таким громким, что можно было во весь голос петь, примерять на себя разные роли – получался целый спектакль. Доделала работу – спектакль окончен.
Росла Нэля в Учалах, но даже не знала, что в городе есть музыкальное училище. Видимо, такое было окружение. После школы она поехала в Магнитогорск, услышав от знакомой, каково это – учиться на филологическом факультете МаГУ. Поступила. Казалось, все складывалось наилучшим образом: Нэля всегда любила читать и писать, а значит, выбрала дорогу по сердцу. Она отлично училась, пробовала свои силы в телевизионной журналистике. Но параллельно искала возможность хоть иногда петь, чувствовала в себе эту потребность.

Классика, а не эстрада
Несколько лет девушка занималась в вокальной группе «Нон-стоп» во Дворце культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе. Потом подумала, что этого мало – нужно разобраться в теории, овладеть нотной грамотой. Тогда она обратилась в Детскую школу искусств №6, мимо которой каждый день ходила из общежития в университет. Казалось, что ее неожиданный визит может показаться смешным, неуместным, но ее приняли. Так появились в жизни студентки-филолога сольфеджио, общее фортепиано и уроки эстрадного вокала. Но однажды к ней подошла одна из педагогов и посоветовала заниматься не эстрадным вокалом, а академическим.
– Благодарна ей за эти слова, провидение. Она направила меня к Инне Замараевой. Та меня послушала и первое, что отметила: «О, у тебя нет переходных нот!» Только спустя несколько лет я поняла, о чем она говорила: есть головной и грудной регистр, переход между ними, как правило, слышен, нужно хорошо поработать, чтобы сделать его незаметным, а у меня все было гладко, – вспоминает певица. – Инна – ученица Виолетты Владимировны Богдановой, к которой почти с боем через несколько лет уже в консерватории мне удалось попасть. Ее методика позволяет людям с разными данными, тембрами раскрыть голос. До и после работы с ней – это удивительная разница. Мне очень повезло учиться у нее.
Испытание Москвой
Училась Нэля долго: колледж, консерватория, ассистентура. Начала получать профессиональное музыкальное образование оперной певицы в 22 года, на пятом курсе филфака. Сначала даже родителям не сказала, что всерьез занялась музыкой. Решила, что может сама принимать решения, тем более что давно не зависела от родителей в финансовом плане – как-то успевала еще и работать.
Параллельно с ассистентурой Нэля стажировалась в Центре оперного пения Галины Вишневской в Москве. Но тот период ей вспоминать довольно сложно: в Магнитогорск она вернулась с проблемами, которые пришлось решать несколько лет.
– Чувствовала себя инвалидом, ведь голос был продолжением меня, как рука или нога, которыми захотел – сделал движение. А тут не получалось. Были очень разные мысли, думала уходить из профессии. Мне тогда очень помог близкий человек, который много со мной разговаривал, – делится Нэля.
Период возвращения себе голоса, а точнее умения управлять им был затяжным. Нэля Шайхисламова начала петь в Магнитогорской хоровой капелле, но была недовольна собой. Однажды ей дали сольную партию, но уже на репетициях поняли, что она с ней не справляется, – отдали другой солистке. Еще один удар, который пришлось принять как должный. Во всем этом мраке есть плюс – пришло осознание, что такое голос и как с ним нужно выстраивать отношения:
– До Москвы я относилась к голосу, наверное, как к скоту. Я была отдельно и стояла над ним с кнутом: не получается – пой еще раз, и еще. Вся учеба строилась так – сплошная муштра. Занималась до посинения, до ночи, меня выгоняли из аудиторий, когда я часами там пела. На музыкальном инструменте можно заниматься несколько часов кряду, но даже там есть ограничения. И вот после всего этого я неожиданно для себя пришла к тому, что голос – это часть меня, его нужно беречь, уважать. Это дар, который мне достался от моих предков. Точно так же, как черты лица, строение всего певческого аппарата – все от предыдущих поколений. Я должна быть благодарной за этот голос, которым наверняка говорил кто-то из моих предков. К голосу нельзя относиться как к рабу, да и к себе тоже. Его надо беречь, любить, холить, лелеять, и он начинает совершенно по-другому тебе отвечать. Это внутренняя святыня, которую важно не дать в обиду.

Новые проекты
Нэля очень требовательна к себе. Считает, что останавливаться в развитии нельзя: если называешь свою работу идеальной, значит, чего-то не слышишь. В прошлом году, когда почувствовала, что сумела договориться с голосом и вернула его себе, вышла на малую сцену оперного театра с программой «Мой друг, мой нежный друг!..» Включила в нее сложнейшие арии из опер и оперетт, чтобы доказать себе, что может. Зрители же не заметили внутренней борьбы – Нэля шла по нотам ярким водопадом, точно, эмоционально и красиво.
В этом году новая программа – «Сокровища Востока». Не концерт – «музыкальное приношение». Задачи что-то доказывать уже нет – есть огромное желание познакомить зрителей с удивительным миром восточных мелодий. Будет и флейта, и курай, и ударные, и, конечно, рояль. В создании яркого музыкального ковра примут участие два тенора: Ефрем Карапетян и Аршак Кодинец. Это будет путешествие, отправиться в которое помогут актеры театра-студии «ЛЕТИ». Все случится в ближайший вторник, 29 апреля. Подробную информацию можно найти на сайте Магнитогорской хоровой капеллы.
Эстрада, джаз Нэлю тоже не отпускают. Время от времени в ней загорается пушкинское «Друзья мои, прекрасен наш союз!» – и рождаются новые проекты. Сейчас она с разноплановыми музыкантами готовит концерт, посвященный юбилею Победы в Великой Отечественной войне: «Споемте, друзья…» Он вырос из желания вместе поработать с Натальей Маликовой, сделать что-то действительно достойное:
– Она удивительная певица. Окончила колледж как эстрадная певица, а консерваторию – как хоровой дирижер. Соединила в себе две тектонические плиты. У нее невыразимый голос: и бархатный, и какой-то круглый, и очень человечный. Когда начинает петь, забываешь вообще обо всем.
Когда Нэля предложила нескольким музыкантам поработать над фронтовыми песнями, все согласились и даже не спросили, будет ли это оплачиваться. Сошлись во мнении, что главное – сделать программу качественно и душевно. Ее можно будет услышать на сцене Магнитогорского концертного объединения 5 мая.

А ведь могла Нэля Шайхисламова быть, к примеру, филологом или журналистом. И наверняка прекрасным, учитывая ее трудолюбие. Но, к счастью, ее голос, как родник, нашел себе дорогу.
Оперная певица, победитель многочисленных конкурсов, настоящий борец за музыкальное счастье напоминает, что петь нужно каждому человеку, потому что пение спасает.
Похожие материалы
Фото Динары Воронцовой