XVIII Международный фестиваль «Вива опера» (0+) открыла близкая душе каждого русского человека к опера Чайковского «Евгений Онегин» по одноименному роману Александра Пушкина. Одно из самых исполняемых и любимых в мире музыкальных произведений, наполненное проникновенными лирическими переживаниями и драматизмом сюжетной линии, захватывает зрителей с первых же минут и держит в своем магнетическом поле на протяжении всего спектакля. И хотя «Евгений Онегин» – частый гость на нашей сцене, именно в творческой атмосфере фестиваля он получает возможность заиграть свежими красками и открыть новые стороны, казалось бы, вдоль и поперек изученной классики.
За годы показа «Евгения Онегина» на нашей сцене сложился яркий и дружный состав артистов, задействованных в этой опере. Как отметил накануне директор Магнитогорского театра оперы и балета Илья Кожевников, приглашенный Онегин нам точно не потребуется – в этот образ идеально вписывается Никита Федотов. А вот на роль Татьяны «сосватали» очаровательную солистку Нижегородского академического театра оперы и балета Екатерину Ясинскую – лауреата всероссийских и международных конкурсов вокального исполнительства. Какое-то время она работала вместе с нынешним дирижером ТОиБ Ренатом Жиганшиным, который и порекомендовал пригласить молодую перспективную артистку на фестиваль.





Екатерина, можно сказать, вернулась в родные места. После окончания Магнитогорского музыкального колледжа она училась в Московской консерватории и давно мечтала спеть на подмостках магнитогорского театра, где раньше была только в качестве зрителя. Оказалось, что с нынешним партнером Никитой Федотовым солистка знакома: видела его еще совсем маленьким во время учебы в колледже. Буквально на глазах участников пресс-конференции состоялась трогательная встреча солистов, играющих Татьяну и Онегина. Не было никаких сомнений, что в их дуэте будет полнейшее взаимопонимание.
– Для меня это действительно волнительное событие, потому что я давно не была в Магнитогорске, – призналась Екатерина Ясинская, – Здесь я окончила дирижерско-хоровое отделение музыкального колледжа, где мне дали хорошую базу для дальнейшего образования в Москве. Там я училась уже как вокалистка. Мне было легче, потому что я понимала, какой инструментарий необходимо набрать. Когда смотришь глазами дирижера, приходит потребность в освоении не только техники, но еще многих различных профессиональных навыков. Тот потенциал, который я получила в Магнитогорске, дал мне возможность набрать больше, чем некоторые мои коллеги. И теперь все, что я наработала за эти годы, хочу представить своим землякам. Поэтому для меня большая честь и радость – принять участие в магнитогорском фестивале «Вива опера».
Так случилось, что образ Татьяны в «Евгении Онегине» стал для Екатерины первым в ее оперной карьере. Эту партию она разучила в оперной студии Московской консерватории – обычно такой спектакль проходит один раз перед завершением учебы. Но Екатерина так хорошо и активно занималась, что ее стали готовить чуть раньше. Когда девушка училась на 4 курсе, одна из солисток заболела, и ее поставили на спектакль. Вот так внезапно позвонили и сказали: «Ты сегодня поешь!» Совершенно счастливая, девушка вышла на сцену, и получила первый опыт вживания в образ известной героини на сцене. Собственно, с Татьяны, которая стала любимой партией, и началось увлечение Екатерины Ясинской оперой. По психофизике пушкинская героиня солистке очень близка – такая же эмоциональная, мечтательная и влюбчивая.
А вот Никите Федотове примерить на себя образ Онегина пришлось не сразу, о чем он теперь вспоминает с улыбкой:
– Мое знакомство с оперой «Евгений Онегин» состоялось в образе ротного, потом это был Зарецкий. Перед тем как попасть в класс профессора Уральской консерватории Николая Голышева, я приготовил партию Князя Гремина. Но он сказал: какой ты Гремин? Ты Онегин! Так в 23 года я начал петь полноценным баритоном. Евгений Онегин – это моя первая большая баритональная партия. До этого меня считали бас-баритоном, и я полностью подчинялся педагогам, которые меня вели. Кстати, Николай Николаевич был одним из лучших исполнителей партии Онегина. Как он мне рассказывал, у своего педагога он научился необходимым мелочам: как правильно держать цилиндр, как и когда надо снимать перчатки, как держать осанку, как вести себя. Видно было, что мой наставник очень тщательно прорабатывал эту роль, об этом даже написано в посвященной ему книге.








Еще два персонажа в «Евгении Онегине» неизменно притягивают внимание зрителей. Их исполнители знакомы нам по магнитогорской сцене. Ольга Гусева, например, выразила явную симпатию к своей героине:
– Ольга мне близка, потому что она молода, весела, беззаботна, умеет себя вести в обществе, но при этом немного взбалмошная. Партия Ольги имеет для меня особое значение, так как с нее я начала свою сольную карьеру в магнитогорском театре и с удовольствием продолжаю в этом образе выходить на сцену.
Не так однозначно относится к своей роли Виталий Лой:
– Что касается Ленского, я не могу сказать, что этот образ так уж мне подходит. Я человек больше флегматичный. Ленский же – прожженный романтик, отчасти взрывной, какие-то обстоятельства вынуждают его проявить чересчур эмоциональную окраску. Но мы артисты – как только выходим на сцену, мы сразу же переключаемся. На сцене мы персонажи, которых вы видите из зрительного зала.
Каждый выход на оперную сцену – это всегда что-то новое, признаются артисты. Помимо взаимодействия солистов, хора и оркестра это еще и разный подход к создаваемым образам. За время существования спектакля в Магнитогорском театре оперы и балета исполнители ролей успели поработать с тремя режиссерами – Владимиром Полтораком, Игорем Сывороткиным и Марией Меньшиковой. И каждый из них вносил в «Евгения Онегина» что-то свое. В одних постановках, например, Татьяна более сдержанна и скромна, как тень, в других больше показывается ее душевная наполненность и влюбленность. Как для любого живого человека, такие внутренние метания создают живость в образе. Можно что-то предполагать, планировать, но просчитать все до конца невозможно, потому что спектакль – это живой организм, который живет по своим законам, здесь и сейчас.







«Евгения Онегина» магнитогорская публика принимает хорошо, голосуя за эту оперу полными залами. Причем все чаще на спектаклях можно увидеть молодежь – это и школьники, решившие таким образом поближе познакомиться с произведением из школьной программы, и студенты. Что немаловажно, все исполнители главных ролей в магнитогорской постановке «Евгения Онегина» обладают красотой и молодостью. И это соответствует общей тенденции отечественной и мировой оперной сцены, где редко увидишь Кармен или Людмилу старше 50 лет. На привлечение молодой публики направлены и современные версии классических сюжетов, которые на взгляд нашей гостьи из Нижнего Новгорода, необходимы, но далеко не всегда успешно:
– К тому, что режиссер вступает в сотворчество с автором, я отношусь положительно. Другой вопрос, насколько удачно и понятно для зрителя это получается. Иногда выходит история, которая не пробирает эмоционально. А главное для нас – это все-таки включить зрителя не только умом, но и сердцем. Считается, что опера – это сложный жанр для понимания, но по факту все сделано для того, чтобы было наоборот. Трудности же должны оставаться только для исполнителей. Когда сделано так, как написано у композитора, и все моменты сходятся – свет, музыка, работа артистов, гримеров, тогда все будет работать на воздействие и привлечение внимания зрителя. Если зал воспринимает наш спектакль легко – значит, мы везде попали в точку.
На фестивальном показе «Евгения Онегина» действительно все совпало – блестяще исполненные партии, артистичность солистов, интересные костюмы, волшебное действо спектакля, вызвавшие огромный восторг и благодарность магнитогорских зрителей. Оперное искусство вновь показало свою непреходящую ценность и благодаря фестивалю «Вива опера» значительно расширило круг своих поклонников.


Фото автора