Первый гастрольный тур гала-спектакля Национальной премии «Весна священная» начался с Южного Урала.
Народная артистка России Илзе Лиепа привезла на родину образцовой хореографической студии «Дети Магнитки» большой танцевально-поэтический проект «Россия – душа моя». Вместе с режиссером проекта, профессором театрального института имени Бориса Щукина Владимиром Ивановым знаменитая балерина представила горожанам свое детище и встретилась с юными танцорами.
Россия в танцах и песнях
«Дети Магнитки» не раз принимали участие в гала-спектаклях Национальной премии «Весна священная» на правах обладателей Гран-при. Но никогда раньше масштабные действа, однажды стартовавшие на сцене Большого театра, не добирались до Урала. Показать гала-спектакль в регионах было мечтой Илзе Лиепы, которая в этом году сбылась при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Кроме Магнитогорска, спектакль увидят в Мурманске, Тамбове, Московской области и Москве, хотя в нем принимают участие танцевальные коллективы и из других городов.
Два показа гала-спектакля «Россия – душа моя» 16 апреля прошли на сцене Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе. Это были благотворительные показы – для входа в зал достаточно было пройти онлайн-регистрацию. Зрители увидели вокально-танцевальную мозаику зарисовок из жизни российского человека: смену времен года, настроений, исторических событий. «Детям Магнитки» выпало показать, какой бывает зимушка-зима. Она получилась уральской – радующей легким пушистым снегом, но не без суровости морозов. Валенок не было – девушки танцевали босиком. Кульминационным в спектакле стал эпизод «Дети войны», в котором солировала девочка Полина из Горловки, потерявшая во время бомбежки руку и ногу. Она всегда занималась танцами и после всех испытаний не бросила любимое занятие – девочка танцует на протезе.






Музыкальную часть спектакля взяли на себя студенты Театрального института имени Бориса Щукина, которые учатся на курсе Владимира Иванова. Они пели частушки, застольные и духовные песни. Музыкальным руководителем проекта выступила Алена Никитина. Она, кстати, родилась в Магнитогорске: дочь того самого Александра Никитина, который 38 лет руководил ансамблем «Металлург». Магнитогорцы могут помнить ее по главной роли в мюзикле «Человек из Ламанчи».
Над гала-спектаклем работала большая команда. Чтобы поставить номера, хореографы из Москвы выезжали в города участников. Часть работы велась в онлайн-режиме: танцевальные коллективы присылали видео с промежуточными результатами своей работы и получали обратную связь от столичных педагогов.
— Это счастье, что молодежь входит в пространство, где она соприкасается с самыми лучшими, – говорит Илзе Лиепа. – Наши гала-спектакли создаются так же, как постановки в Большом театре или Театре имени Вахтангова. Сначала возникает идея, по которой мы разрабатываем сценарий, собираем музыкальную партитуру. Находим художника-сценографа и рассказываем ему нашу историю, которую он осмысляет, делает первые эскизы, вместе мы их дорабатываем, находим стиль спектакля. После начинаем работать с художником по костюмам. Для спектакля «Россия – душа моя» было отшито больше двухсот костюмов. Это уже шестой гала-спектакль, и у нас за это время сложилась своя команда хореографов, которую возглавляет Елена Богданович.

«Россия – душа моя» – третий спектакль, созданный режиссером Владимиром Ивановым. Илзе Лиепа считает это большой удачей, поскольку Владимир Владимирович – востребованный режиссер Театра имени Вахтангова, известный педагог, на курсе которого учились Мария Аронова, Нонна Гришаева, Александр Олешко и другие актеры театра и кино.
— Началось все с того, что я пригласил Илзе и Наташу (Наталья Яковлева – директор Национальной премии «Весна священная» – прим. авт.) на внутренний показ самостоятельной работы моих студентов, – рассказывает Владимир Иванов. – Студенты читали стихи о России. И после этого в наших беседах родился постепенно проект «Россия – душа моя». Сначала мы думали, что будет танец и слово, даже начали готовить программу. Потом решили, что все-таки музыка – это точнее, поэтому в спектакле соединились танец и вокал. Вот так и родился этот проект.
В начале была Дружба
В проекте знаменитой балерины многое основано на дружбе с разными творческими деятелями. Так и с режиссером Владимиром Ивановым ее связывает многолетняя дружба. Когда-то она приняла предложение театрального продюсера Натальи Колесник сыграть Марию Стюарт в спектакле по пьесе Людмилы Разумовской «Ваша сестра и пленница». Королеву Елизавету в нем играла Светлана Крючкова. Балерина предложение приняла, но после первого показа совершенно растерялась: как играть?! Чувствовала, что это не то, что нужно. Она обратилась к легенде Дома актера Людмиле Черновской за помощью. Та сказала: «Тебе может помочь только один человек – Иванов». Людмила Сергеевна сама с ним связалась, и оказалось, что у него есть время на работу с начинающей актрисой.

Около двух месяцев они работали над ролью. Режиссер вспоминает, что Илзе Лиепа была очень трудолюбивой «студенткой»: много записывала, прислушивалась, и это дало результат. Сама балерина считает себя одной из тех, кто учился на курсе Владимира Иванова, часто бывает в Театре имени Вахтангова на спектаклях его выпускников.
Илзе Марисовна вспоминает, что ей однажды приходила мысль пойти учиться в театральный институт. Когда ей не нашлось места в Большом театре, и это было ударом для нее. Тогда ей помогли слова ее брата Андриса Лиепы: «Ответь себе на вопрос: ты чего хочешь в жизни – творчества или карьеры в Большом театре? Если хочешь творчества, то чего убиваешься: творчество – оно везде! А если хочешь карьеры в Большом театре, тогда страдай, бейся в закрытые двери». Эти слова помогли балерине выбрать творчество, благодаря чему у нее появилось много интересных проектов, в том числе на сцене Большого театра. Ей посчастливилось работать с французским хореографом Роланом Пети – вместе с Николаем Цискаридзе она танцевала в балете «Пиковая дама».
Выбор в пользу балета
На встрече с юными магнитогорскими танцорами руководитель «Детей Магнитки» Светлана Попова вспомнила, что впервые увидела Илзе Лиепу в журнале «Советский балет» как раз в образе Графини. Это было много лет назад, и никто, конечно, тогда не знал, что их пути пересекутся.

Благодаря победам ее «Детей Магнитки» в разных конкурсах, организованных Илзе Лиепой, балерина оказалась в Магнитогорске и смогла рассказать юным танцорам свою историю выбора профессии. Она в прямом смысле слова жила между двумя театрами: Большим и театром имени Пушкина. В одном работал отец, в другом – мама. Она с детства наблюдала за тем, как порхают и улыбаются балерины на сцене и как вдвое складываются, задыхаются, заходя за кулисы. Все решилось, когда брат сказал, что хочет быть как папа, Марис Лиепа .
— Я, как младшая сестра, сказала, что тоже хочу. Где Андрис – там и я: он на крыше сарая – и я на крыше сарая, он в балете – и я в балете. Когда я поступила в хореографическое училище в 10 лет, отец, помню, поставил меня напротив и сказал: «Твое детство на этом закончилось. Теперь у тебя не может быть никаких кукол, подруг. Это твой выбор. Теперь у тебя начинается взрослая жизнь». И вот когда меня спрашивают иногда, не жалко ли мне, что не было детства, я отвечаю, что совершенно не жалко, потому что детство может быть разным.

Отец Илзе никогда не говорил, что его дети должны быть первыми, лучшими: — Мы получили нашу профессию через любовь, – говорит балерина. – Множество бывает семей, где дети не хотят заниматься танцами. Но мы пошли с братом в эту сторону, потому что отец беззаветно любил свое дело, и через любовь мы это восприняли как свое.
Проект «Весна священная» в большей степени направлен на работу с педагогами, говорит его организатор, потому что именно от педагога зависит, каким будет коллектив:
— Для нас важно, чтобы в нашу образовательную программу попадали иногда даже не самые лучшие педагоги. Задача проекта – растить лучших, а из хороших делать блестящих. Блестящих не в смысле эффектности, а в смысле глубины работы с детьми.
Работу магнитогорских педагогов и детей гости оценили высоко. С коллективом «Дети Магнитки» их связывает уже не только работа в проекте, но и многолетняя дружба.
Похожие материалы
Фото пресс-службы администрации Магнитогорска