Десятилетние близнецы Миша и Паша Ахметшины – уникальные мальчуганы. В младенчестве братья были словно две капли воды похожи друг на друга. Чтобы даже мама не путала большеглазых карапузов, в родильном доме Павлику на запястье повязали ниточку. Позже неожиданно выяснилось, что и особенность – расстройство аутистического спектра (аутизм) – мальчики разделили напополам. Однако характер, привычки, вкус, увлечения у каждого из них свои – уникальные.
Пару лет назад родители обнаружили у Миши невероятную способность к изучению иностранных языков. Мальчик самостоятельно выучил английский и китайский, теперь может свободно прочитать и перевести длинные тексты. А недавно выдал песню на японском языке.
Паша – аккуратист во всем. Каждая вещь должна быть на своем месте. Он любит чистоту и порядок. Феноменальных способностей, как брат, пока не проявил. Но кто знает, чем Павлик еще удивит в будущем?
Настойчивость и терпение
Поначалу близнецы развивались абсолютно нормально, по возрасту. И мыслей не было, что с ними может быть что-то не так, признаются родители ребят Екатерина и Олег Ахметшины. Первые тревожные звоночки появились ближе к двум годам. Мальчики совершенно не разговаривали, даже не издавали звуков. Однако на вопросы родителей врачи больше отмахивались: «Все у вас нормально. Мальчики позже начинают разговаривать. Заговорят к трем годам, не беспокойтесь».
Но для беспокойства были и другие поводы.
– Мы начали замечать, что они в глаза не смотрят, не обращают на тебя никакого внимания, на имя не откликаются. При громких звуках закрывают уши руками. Спали очень плохо, просыпались посреди ночи постоянно, – говорит Екатерина.
Мысленно оглядываясь назад, она не может сдержать слез, вспоминая, через что пришлось пройти им с супругом, когда прозвучал диагноз – аутизм. Бесконечные походы по врачам, безрезультатные консультации со специалистами, постоянный поиск информации.
– Такое ощущение, что десять лет назад об аутизме никто ничего не знал, – качает головой женщина. – Что делать? Как развивать? Как заниматься? Как научить говорить? Нам никто не давал четких ответов на эти вопросы.

Почти отчаявшись получить грамотную помощь, родители сами, как подсказывало сердце, начали искать тропинку к интеллекту своих особенных сыновей. Постепенно, шаг за шагом продвигались к пониманию, как можно помочь мальчикам освоить, казалось бы, простые навыки.
– Мы не жалели их, относились как к обычным детям, – не скрывает Екатерина. – Они не могли есть твердую пищу, не понимали, что нужно жевать. Приходилось руками помогать им, показывать, как должны двигаться челюсти. Было сложно из раза в раз повторять одно и тоже, преодолевать их рвотный рефлекс. Уже потом мы узнали, оказывается, это целая терапия – научить детей с аутизмом есть твердую пищу. Мы делали так, как казалось нам правильным. И добились своего. Теперь они едят все, что им нравится.
Но каких неимоверных усилий это стоило! Дети в силу своих особенностей не понимали, что от них требовали родители, сопротивлялись, дрались. Каждый новый этап давался очень тяжело.
– Дети рыдали, психовали. Мы терпели, не обращали на это внимание, не уступали, хоть и было непросто, – делится воспоминаниями Екатерина. – Конечно, можно было все бросить, опустить руки и оставить как есть. Но когда мы увидели первые результаты, появился стимул и понимание, что все делаем правильно. Главное – не останавливаться!
Первое слово – «мама»
Научить близнецов разговаривать – это была одна из главных задач. Ведь речь – ключик к мышлению, рассуждали родители и искали подходы и способы, как это сделать. Во многом разговорить мальчиков помогли специалисты центра «Лесенка успеха», рассказывает Екатерина:
– Мальчики долгое время даже звуков никаких не произносили. И вдруг после занятий начали. Это были такие несвязные: бе, ме, ба. Но для нас это был такой шок! На тот момент мы были замучены, потому что не знали, что делать. И вдруг такой результат! Когда Миша первый раз слово «мама» сказал, я чуть в обморок не упала. Я – мама, оказывается, а не просто тетя, которая кушать готовит… Не передать словами чувства, когда впервые слышишь, как звучит голос твоего ребенка, – произносит наша собеседница, смахивая покатившиеся по щекам слезинки.
Обучение в центре родители закрепляли большой домашней работой с детьми. Для себя решили, что тратить на занятия сразу несколько часов не имеет смысла. Гораздо проще в течение дня понемногу повторять выученное, раз за разом проговаривая те или иные слова. Уходит всего несколько минут, но за день складывается приличное время. И ребята, не напрягаясь, «впитывают» новое и не успевают забывать то, что проходили ранее. Но при этом без родительской твердости – никуда. Миша и Павлик, как и любые другие ребятишки, совсем не любят учебу.

– Каждый божий день я их спрашиваю: «Как зовут маму? Какой домашний адрес?» Они знают все это, но я все равно продолжаю. Допустим, сначала Миша говорил просто: «Хлеб». Потом стал добавлять: «Дай хлеб». Теперь он говорит: «Мамочка, любимая, дай, пожалуйста, хлеб». То есть, если он что-то хочет, то должен сначала именно так попросить об этом, а не просто взять. Именно проговорить свою просьбу. Только тогда он это получит. Так потихоньку мы заставляли их говорить.
Теперь все силы родителей направлены на подготовку близнецов к школе. У мальчиков плотный график: они занимаются с логопедами и дефектологами. Проходят АВА-терапию – это специальная программа раннего интенсивного вмешательства, которая предусматривает обучение детей с аутизмом всем видам навыков: коммуникативным, игровым, навыкам имитации, речевым, учебным. Также Миша и Паша занимаются адаптивной физической культурой. Читать, писать и считать мальчуганы уже умеют. В этом году ребята должны пойти в ресурсный класс в школу №20.
Папа вам не мама!
Частенько, сталкиваясь с серьезными сложностями, семейный брак дает трещину. Но эта история не про семью Ахметшиных. Понимая, какая серьезная нагрузка по уходу за детьми ложится на плечи Катерины, Олег поменял работу, выбрав сменный график. Это позволило больше времени проводить с женой и мальчиками.
– Абсолютно все обязанности он разделяет со мной, – улыбается Катерина, глядя в глаза супруга. – Когда дети только родились, мы дежурили с ним по ночам по очереди. Если нужно, Олег и обед приготовит, и полы помоет, и с детьми позанимается. И ночью к ним встает. А ведь он еще работает. Мальчики его всегда ждут с работы. Муж придет, ляжет на диван отдохнуть, а они по нему, как червячки, ползают.

Порой родителям кажется, что сыновья – это какой-то бесконечный источник энергии, могут резвиться и бегать целыми днями напролет. Такая активность присуща детям с аутизмом. Поэтому Катя признается, что одна побаивается брать обоих мальчиков в магазин или на прогулку. Переживает – вдруг они разбегутся, потеряются, выбегут на дорогу. Или того хуже – собака накинется. Олег же запросто гуляет с сыновьями и ездит с ними в магазины, не заморачиваясь подобными «страхами».
– Бывает, и руль могу им дать подержать, так же как мой отец когда-то давал мне, – говорит Олег. – Мише, например, неинтересно это. А вот Пашка туда-сюда крутит руль. «Полегче», – говорю ему. Они же не понимают пока, что делают и зачем это.
– С папой у них больше свободы всегда. Я их во многом ограничиваю, – дополняет супруга.
– Папа – это не мама, – смеется мужчина.
Да и сами мальчики чувствуют это, обожают «висеть» на папе, обнимать, бороться. С мамой так не повеселишься.
Пока сыновья заняты с папой, у Екатерины есть возможность заняться любимым хобби. Она плетет декоративные корзины и кашпо из лозы, украшая свой дом. А также уже очень давно занимается скрапбукингом – создает удивительной красоты альбомы для фотографий. Раньше это были дембельские альбомы, сейчас – альбомы памяти бойцов СВО. Рукоделие и творчество – это ее отдушина. В работу она уходит с головой, отдыхая душой и телом. Говорит, что очень важно переключаться от ежедневной рутины. Олег поддерживает супругу в ее увлечениях. Даже обустроил ей кабинет, где Екатерина могла бы творить.
Удивительные способности
Такие, на первый взгляд, похожие Миша и Паша на самом деле очень разные. Приглядевшись, можно заметить, что Павлик чуть ниже брата и немного худее. Что может быть и понятно, он же младше Миши… на целую минуту. Но больше разница видна в характере и развитии мальчиков. Мишаня держится в стороне от незнакомых людей и не станет подходить просто так. Паша же, наоборот, тянется к людям.

– По характеру они совершенно разные, – объясняет, глядя на сыновей, Катерина. – Миша такой «злючка-колючка». Проснулся – и уже недоволен всем. Он более неусидчивый, постоянно как юла вертится. Ему везде нужно засунуть свой нос, бежать куда-то. За ним сложнее уследить. А вот Павлика мы называем «бабушкин внук». Такой ласковый, нежный. Готов с каждым обниматься. Он более аккуратный. Когда Миша ест, у него все вокруг валяется. Паша же чуть испачкается, сразу бежит с тряпкой мыть.
И вкусы у мальчишек тоже разные. Один предпочитает сладости, другой фрукты. Единственное, что они одинаково любят – так это макароны с сосисками, говорит Катя.
– В магазине каждый сам себе выбирает вкусняшки. Миша обычно набирает целую корзину, все что нужно и не нужно. Паша выбирает только самое необходимое: одну булочку и варенье, к примеру.
Миша, по словам мамы, быстрее «выправляется»: первым начал говорить, читать, писать. Паша тянется за братом, потихоньку осваивая все то, что Миша уже умеет.
Пару лет назад Мишутка удивил всех. В один прекрасный момент он начал говорить на английском языке, чем изумил своих родных. Никаких специальных занятий с ним никто не проводил. Иностранные слова мальчик, скорее всего, черпает из интернета и американских мультфильмов. Но при этом хорошо уже читает и пишет на английском языке. А совсем недавно преподнес еще один сюрприз. Выяснилось, что Миша хорошо знает еще и китайский язык. Иероглифы переводит сначала на английский, а уже затем на русский. Не исключено, что Миша потихоньку осваивает и японский, уже выучил одну песенку. Способности сына родители как могут поддерживают, но с занятиями не усердствуют, чтобы мальчик не забыл родной русский язык.
Нельзя опускать руки
Болью в душе у мамы откликаются жесткие прогнозы, которые когда-то ставили мальчикам специалисты.
– Нам говорили, что они никогда не смогут нормально разговаривать, – вспоминает Катя. – Когда нам поставили инвалидность до 18 лет, я удивленно спросила: «Разве они не выправятся до этого времени?» Нет, говорили, никогда их сознание не изменится. И это неправда! Все прекрасно меняется! Мы это видим на своем примере. И говорить мальчики начали, и писать, и читать, и считать…
– Просто у них свой особенный темп развития, медленнее, чем у обычных детей. Но они все наверстают, – соглашается с женой отец мальчиков. – Нам предало сил, когда мы услышали, как они разговаривали. Захотелось двигаться дальше и дальше, заниматься больше и больше. Мы уже сами не могли остановиться, потому что понимали, все можно исправить. Да, результат есть, и нам хотелось не ограничиваться тем, что будет.

Екатерина рассказывает, что уже не раз сталкивалась с родителями особенных детей, которые просто опустили руки и сдались, приняв ситуацию как есть и, не желая, что-то менять. Понять такое отношение она не может, называет это ленью.
– Я много видела отчаявшихся родителей. Мы общаемся и в Центре, и в интернете. Порой предлагаю сделать какие-то занятия с ребенком и слышу: «Ой, да зачем это нужно? Что это изменит? Меня никто не трогает и ладно. Зачем тратить на это время? Пусть будет так, как есть». То есть маме так удобно, и ей не хочется прикладывать усилия. Некоторые смирились, что будут до старости жить со своими детьми. Поэтому и не хотят стараться, обучать их, грубо говоря. Меня такой расклад совершенно не устраивает. Я всегда говорю, что лет в 17 дети должны уехать из родительского дома и начать строить свою жизнь. Конечно, возможно, наши мальчишки, повзрослев, и останутся с нами, но мы пока об этом не думаем, а стараемся сделать все возможное, чтобы они были самостоятельными.
Жалеет женщина о том, что в самом начале им не встретился опытный человек, который бы мог подсказать, как правильно себя вести с особенными детьми. Много времени было потрачено на то, чтобы самим «дойти» до нужного подхода. Поэтому Ахметшины всегда готовы делиться своим опытом. А многим родителям, также как они воспитывающим особенных детей, Катя и Олег прежде всего хотели бы пожелать, никогда не опускать рук.
– Потому что всегда будет казаться, что ты один и ничего сделать не сможешь! Это не так. И развитие, и навыки, и знания вашего ребенка зависят только от вас. Все в ваших руках!
Фото Динара ВОРОНЦОВА