Получить вместе с аттестатом за 9 класс документы о первой приобретенной профессии уже в этом году смогут магнитогорские школьники. Проект «Моя первая профессия» работает на базе МГТУ им. Г.И. Носова в Многопрофильном колледже МГТУ (МпК).
Выбрать профессию
Уникальная возможность приобретения профессиональных навыков и знаний в стенах университета появилась у школьников еще в 2021 году, когда был дан старт проекту «Моя первая профессия». Между ФГБОУ ВО «МГТУ им.Г.И. Носова» и МОУ «СОШ №56» был заключен договор о сетевой форме реализации программам профессионального обучения. Около 50 школьников 10-х классов были зачислены в университет на программы профессионального обучения и получили свой первый серьезный документ – свидетельство о рабочей профессии. В реализации проекта по обучению школьников первой профессии задействованы кафедры металлургии и химических технологий, бизнес-информатики и информационных технологий, проектирования и эксплуатации металлургических машин и оборудования, менеджмента и государственного управления.
С нового 2023/24 учебного года, согласно указу Президента РФ, в школах страны начала внедряться единая модель профориентационной деятельности, получившая название «Профориентационный минимум». Ее цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, реализуемой в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности, популяризация рабочих профессий в молодежной среде. По сути, эта инициатива – «хорошо забытое старое», ведь в советское время практически все старшеклассники на УПК осваивали ту или иную профессию – швеи, слесаря, делопроизводителя.
– Этот проект дает школьникам шанс рано начать свою профессиональную карьеру, предлагая им обучение в университете. На нашем оборудовании под руководством преподавателей они делают первые шаги в выбранной ими профессии. Проект активно растет: начинался он с 50 школьников школы №56, теперь охватывает 235 учащихся школ №56, №50 и №55. В итоге, в программе участвуют школьники 8-11 классов, в том числе 123 ученика 8-9 классов, которые проходят обучение на базе многопрофильного колледжа, – рассказала куратор программы «Моя первая профессия», заведующая отделением общеобразовательной подготовки Многопрофильного колледжа МГТУ им. Г. И. Носова Юлия Бирюкова.
Для школьников предлагааются программы профессиональной подготовки, рассчитанные на один или два года, по таким направлениям, как оператор ЭВМ, чертежник, оператор поста управления, лаборант химического анализа, слесарь-ремонтник, слесарь по ремонту автомобилей и консультант в области развития цифровой грамотности населения.








– Эти профессии были выбраны неслучайно. После курса обучения ребята могут выбрать одно из сопутствующих направлений для поступления к нам в университет: после 9 класса на программы среднего профессионального образования в многопрофильный колледж, а после 11 класса на программы высшего образования. И для нас это профориентационный проект в том числе, – отметила Юлия Бирюкова. – Ребята адаптируются к нашей образовательной среде, они понимают кто мы, где находимся, знакомятся с внутренними правилами распорядка, с нашими педагогами, лабораториями и впоследствии могут выбрать наш колледж для поступления. Для ребят важно, что после окончания 9-го класса они получают такой серьезный документ – свидетельство о рабочей профессии, и фактически могут уже пойти работать. А для нас это возможность получить подготовленных, «заряженных», мотивированных абитуриентов.
Пионеры в профориентации
Большая работа легла и на плечи руководства школ: заинтересовать, мотивировать ребят кроме основной школьной программы заниматься дополнительно в рамках внеурочной деятельности.
Школы заинтересованы в том, чтобы предоставить своим ученикам надежного проводника в мире профессий, который расскажет об актуальных для региона специальностях, о возможностях карьерного роста и поможет найти свое призвание.
– Наши три партнера – директора школ – это настоящие энтузиасты, которые в первую очередь думают о развитии своих учебных заведений и о новых перспективах для ребят, поэтому они смело поддержали эту инициативу.
Пионером в проекте «Профессиональное обучение без границ» выступила МОУ «СОШ № 56 с углубленным изучением математики», первой заключившая договор о сетевой форме реализации образовательных программ по внеурочной деятельности с университетом в 2022 году. Как рассказала заместитель директора школы № 56 Валентина Николаевна Литвиненко, 10-11-классники осваивали профессии «Консультант в области развития цифровой грамотности населения», «Оператор ЭВМ», «Чертежник» и «Дефектоскопист». Все они поддерживают предметы, которые углубленно изучают ребята в школе. В этом году в школе был открыт химико-биологический профиль и, соответственно. профессия «Химик-лаборант»
Педагоги с восторгом отзываются о возможностях, которые предоставляет старшеклассникам МГТУ: современные лаборатории, преподавательский состав – кандидаты и доктора наук, которые общаются с ребятами уже на вузовском уровне, способствуют адаптации к реалиям студенческой жизни, организуют прохождение практики на предприятиях города. А лучшие ребята получили шанс принять участие в разработке учебных программ для следующих потоков старшеклассников.



В мае 2024 года свидетельство о квалификации, где прописаны полученная профессия и количество пройденных часов обучения, получил уже второй выпуск 11-классников. Такое обучение – не только «синица в руке», но и «журавль в небе» – возможность заглянуть в будущее, почувствовать, подходит ли тебе выбранная специальность и поступить в вуз с уверенностью в правильном выборе.
В этом году к проекту присоединились и 9-классники, рассказала заместитель директора школы № 56 Татьяна Лазутина. Руководители и учителя школы предварительно побывали в МпК, познакомились с преподавателями, осмотрели мастерские, представили информацию ребятам и их родителям, сводили школьников на экскурсию в колледж. 23 обучающихся сегодня осваивают профессию слесаря по ремонту автомобильного оборудования и оператора поста управления (кстати, среди вторых немало и девчонок). На занятия ребята идут с удовольствием, впечатлены материально-технической базой и опытными педагогами. В апреле всем им предстоит сдать квалификационный экзамен.
– В этом проекте для нас главным является ранняя профориентация. Практические навыки, полученные в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ», расширяют знания, которые ребята получают, обучаясь по своему профилю. И, конечно, проект способствует профессиональному самоопределению. Каждый год у нас растет количество обучающихся, которые связывают свою дальнейшую жизнь с МГТУ. В 2023-м году в наш вуз поступило 12 человек, в 2024-м – 17, – прокомментировала директор школы № 56 Елена Михайловна Кадушкина. – Но самое главное: дети говорят нам «Спасибо» за то, что есть такая уникальная возможность быть участником профориентационного проекта, увидеть перспективы обучения в нашем городе.
Я бы в химики пошел…
Корреспонденты «МР» побывали в мастерских и лабораториях колледжа для того, чтобы посмотреть, как занимаются подростки.
В химической лаборатории 9-классники осваивают титрование – один из способов определить концентрацию рабочего раствора. Занятия, которые ведет Наталья Петровская, преподаватель с 42-летним стажем, у будущих лаборантов химического анализа вызывает неподдельный интерес.
– Профессия, которую получают у нас ребята, базируется на аналитической химии. Они научатся анализировать любое вещество, определять состав веществ и их смесей, вести контроль качества продукции, – поясняет Наталья Александровна. – Лаборанты нужны везде – на предприятиях маленьких и крупных, государственных и частных, будь то металлургия или пищевое производство. Это здорово, что мы реализуем этот пилотный проект. Мы даем детям возможность расширить кругозор, адаптироваться в нашем учебном заведении и получить профессию.
9-классница школы № 55 Мария Бурцева планирует стать медиком, поэтому химия для нее – один из самых любимых предметов, по которому всегда была пятерка, и когда в один из дней к ним на урок пришла завуч школы с рассказом о том, что открывается такой пилотный проект, и есть возможность поучаствовать – сомнений не было.






– Здесь нас учат как теории, так и практике: проводить реакции, титровать и многое другое. В школе проводится не так много лабораторных работ, а здесь прекрасная лаборатория, больше возможности попрактиковаться, – говорит Мария.
В соседней аудиторией вместе с педагогом Натальей Мелиховой школьники осваивают направление «обработка металла давлением» по специальности «оператор поста управления станом горячей прокатки». Ребята изучают технологические процессы в теории, а потом подкрепляют свои знания и умения на компьютерах, где смоделированы все программы по управлению станами 5000, 450, 170 ПАО «ММК».
Александр Пензин учится в 9-м классе школы №56. Профессию оператора поста управления выбрал для себя сам – нравится смотреть, как происходят все эти процессы на компьютере, с нетерпением ждет, когда побывает на прокатном стане вживую.
Но, пожалуй, самое интересное для мальчишек – это автодело. Под руководством преподавателей Юрия Гнеушева и Валерия Казакова ребята изучают ремонт автомобилей. Педагогам помогают волонтеры из числа студентов, которые не только помогут собрать-разобрать, но поделятся впечатлениями об учебе в колледже.
Начали с теории: что ремонтировать надо, а что нет, как пользоваться какими инструментами, сейчас уже перешли к практике.
– Нормальные ребята, добросовестные, заинтересованные, приходят сюда по желанию, – отзывается Юрий Александрович. – Много спрашивают, руки не боятся к делу прикладывать. Мы осваиваем специальность «Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда». Здесь весь перечень работ – ребята разбирали и собирали двигатель, электрооборудование – вот сейчас они перебирают стартеры, ходовую часть – трансмиссию, замену колодок, стоек и прочее.
Преподаватели рассчитывают, что многие после окончания 9-го класса придут в колледж продолжать обучение, но даже те, кто выберет другую стезю в жизни, смогут в дальнейшем сами починить свою машину или, по крайней мере, отследить правильность обслуживания в автосервисе.
9-классник школы № 56 Илья Скачко стать автослесарем не хотел бы, но занимается с огромным интересом: уже планирует, что в будущем у него будет свой автомобиль, мотоцикл и он сам будет их обслуживать.








Ребят привлекает то, что, в отличие от школы, здесь нужно не только сидеть за партой. Есть возможность попрактиковаться в полученных навыках, расширить свои горизонты: на второе полугодие запланированы экскурсии на производство, где подростки смогут увидеть, какой вклад люди данных специальностей вносят в работу своего предприятия, понять, что и в рабочих профессиях можно оказаться востребованными и достойно зарабатывать, главное – быть специалистом своего дела.
Быть может, далеко не все уже определились со своей будущей профессией и даже не решили, пойдут ли в 10-й класс или выберут среднее профобразование, однако первый профессиональный опыт поможет увидеть специфику той или иной профессии и понять – мое это или нет. Сейчас немало подростков настроены на раннее начало трудовой деятельности, пусть даже в рамках подработки, чтобы самому заработать на модные вещи, новый телефон, приставку, и такое раннее получение профессии – хорошее подспорье в трудоустройстве да и просто возможность приобрести полезные в жизни навыки.
В МпК участники программы могут получить персональные консультации наставников по выбору будущей специальности. Ребята узнают, какой средний балл аттестата нужен для поступления на бюджет, и это мотивирует их лучше учиться в школе, чтобы в дальнейшем получить среднее профессиональное образование и прийти на производство во всеоружии знаний.
В ближайшее время педагоги колледжа планируют провести для участников проекта профориентационный квест, в ходе которого подростки в игровой форме познакомятся со всем тем широким спектром профессий, которые предлагает абитуриентам колледж. Также они познакомятся с федеральным проектом «Профессионалитет», который МпК одним из первых в регионе начал реализовывать на своей базе в 2022 году. За это время колледж стал настоящей кузницей кадров в подготовке специалистов металлургической отрасли. В будущем МпК планирует развивать этот проект. Возможно, перечень профессий, которые смогут освоить 8-9-классники будет расширен с учетом запроса как школ, так и экономики города.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА